Акции и промокодыОтзывы о школах

Пиши проще — проживёшь дольше: принцип KISS без занудства

Как часто вы сталкивались с кодом, который выглядит как головоломка времен холодной войны, созданная параноидальным гением исключительно для того, чтобы через год никто (включая самого автора) не смог в ней разобраться? Если вы хоть немного связаны с разработкой ПО, то наверняка кивнули с пониманием боли.

код на мониторе

В мире программирования, где каждый стремится доказать свою гениальность через усложнение простейших задач, существуют спасительные principle, которые помогают держать код в узде. KISS, YAGNI, DRY и SOLID — это не просто модные аббревиатуры для пополнения LinkedIn-профиля, а фундаментальные подходы, спасающие разработчиков от хаоса и дедлайн-апокалипсиса.

Следование этим principle — это как соблюдение правил гигиены в общественных местах. Вроде бы всем понятно, что нужно мыть руки, но почему-то многие считают, что это не про них. А потом мы удивляемся, почему проект «немного» выходит за рамки бюджета и сроков, а на поддержку кода уходит больше ресурсов, чем на его создание.

В этой статье мы разберем основные принципы чистого кода, которые должен знать каждый разработчик, желающий создавать не просто рабочие, а понятные, поддерживаемые и расширяемые программные решения.

Что такое принципы программирования и зачем они нужны?

Представьте, что вы сели за руль автомобиля в стране, где нет никаких правил дорожного движения. Хаос? Катастрофа? Примерно это же происходит, когда программисты пишут код без соблюдения общепринятых principle и стандартов.

Принципы программирования — это своего рода правила дорожного движения в мире кода. Они представляют собой набор проверенных временем (и кровью, и потом, и бесконечными ночными дебагами) рекомендаций, которые направлены на создание качественного, поддерживаемого и расширяемого программного обеспечения.

И нет, эти принципы придуманы не для того, чтобы ограничить вашу творческую свободу или заставить всех писать одинаковый скучный код (хотя иногда скучный код — это именно то, что нужно проекту). Они существуют, чтобы избавить вас и вашу команду от кошмаров будущего рефакторинга и поддержки.

Вот что происходит, когда программисты игнорируют базовые principle:

  • Код превращается в запутанный лабиринт, где даже его автор через неделю не может найти выход
  • Внесение изменений становится подобно нейрохирургической операции — малейшая ошибка грозит летальным исходом всему проекту
  • Введение в проект нового разработчика напоминает средневековую пытку для обеих сторон
  • Тестирование кода становится практически невозможным без призывания древних богов программирования

А вот что дает соблюдение principle:

  • Читаемый код, который можно понять без ритуалов вуду и гадания на кофейной гуще
  • Возможность поддерживать и развивать проект на протяжении лет без необходимости полного переписывания
  • Упрощение командной работы и обмена знаниями
  • Снижение стоимости поддержки и эксплуатации системы

Если вы все еще сомневаетесь в важности принципов программирования, взгляните на эту таблицу:

АспектКод без принциповКод с соблюдением принципов
Читаемость«Что это за магия и кто ее создал?»«Ясно, понятно, логично»
Сопровождение«Проще переписать, чем понять»«Внести изменения? Легко!»
Расширяемость«Добавить новую функцию? Невозможно»«Система гибкая, расширение не проблема»
Тестируемость«Это вообще можно протестировать?»«Тесты написать проще, чем код»
Отношение коллег«Кто это написал? Я его найду…»«Спасибо предыдущему разработчику!»

Теперь, когда мы с вами прониклись важностью principle программирования, давайте рассмотрим первого кандидата нашего парада мудрости — принцип KISS, который призывает нас к простоте даже в самых сложных ситуациях.

Принцип KISS (Keep It Simple, Stupid)

Определение и история

KISS — один из тех редких principle, который применим практически ко всему в жизни, но в программировании он приобретает особую важность. Аббревиатура расшифровывается как «Keep It Simple, Stupid» — «Делай это проще, глупец». И нет, это не оскорбление вашего интеллекта, а скорее напоминание о том, что гениальность часто скрывается в простоте решений.

История этого принципа уходит корнями в авиастроение середины XX века. Его придумал авиаконструктор Кларенс Джонсон незадолго до Второй мировой войны. Работая в компании Lockheed, он требовал от своих инженеров создавать такие самолеты, которые можно было бы чинить с помощью базового набора инструментов прямо в полевых условиях боевых действий. Идея была проста и прагматична: если авиамеханик с базовым набором гаечных ключей не может починить самолет, значит дизайн слишком сложный.

Позже principle перекочевал в ВМС США, где прочно обосновался в проектной документации, а оттуда постепенно распространился по различным инженерным дисциплинам, включая, конечно же, и программирование. И это не удивительно — ведь код, как и самолет в бою, должен быть надежным, понятным и поддерживаемым даже в условиях стресса и ограниченных ресурсов.

Основные рекомендации по KISS

Как же применять этот прекрасный principle на практике? Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам сохранить рассудок и уважение коллег:

  1. Пишите небольшие методы — в идеале не более 50 строк кода. Если ваш метод занимает весь экран и требует скроллинга — это явный признак того, что пора его разделить на более мелкие, атомарные функции.
  2. Один метод — одна задача. Если метод называется calculateTaxes(), то он должен заниматься только расчетом налогов, а не отправлять данные в базу, форматировать отчеты и параллельно запускать термоядерную реакцию.
  3. Не подключайте всю библиотеку, если вам нужна только одна функция. Это всё равно что привезти весь строительный магазин домой для того, чтобы забить один гвоздь.
  4. Используйте понятные и самодокументирующиеся имена переменных и методов. userData намного понятнее, чем ud или, не дай бог, x42b. Да, это требует больше символов, но мы не в 80-х, когда каждый байт был на счету.
  5. Избегайте избыточных комментариев. Если ваш код требует объемных пояснений, возможно, стоит переписать его так, чтобы он был понятен без них. Комментарии должны отвечать на вопрос «почему», а не «что» делает код.
  6. Не закладывайте избыточные функции, если о них не просил заказчик. Да, я знаю, что вы хотите показать всю мощь своего интеллекта, но сдержите себя. Простая и рабочая программа всегда лучше, чем переусложненная и частично функционирующая.

Преимущества следования KISS

Соблюдение principle KISS дает множество преимуществ, которые оценят и вы, и ваша команда:

  • Повышение читаемости кода — даже программист с минимальным опытом сможет понять, что делает ваш код. Это особенно важно, когда вы возвращаетесь к своему коду через полгода и внезапно обнаруживаете, что сами не помните, как этот гениальный алгоритм работает.
  • Снижение вероятности багов — чем проще код, тем меньше в нём ошибок. Это почти аксиома программирования.
  • Ускорение разработки — простые решения обычно реализуются быстрее, чем сложные. Плюс, вам не придется тратить дополнительное время на отладку замысловатых конструкций.
  • Упрощение поддержки и модификации — когда придет время вносить изменения (а оно обязательно придет), вы будете благодарны себе за то, что не стали изобретать квантовый компьютер там, где достаточно было калькулятора.

Диаграмма, на которой показано, как каждый из принципов программирования (KISS, YAGNI, DRY и SOLID) влияет на четыре ключевых аспекта качества кода: читаемость, масштабируемость, скорость разработки и тестируемость

В конечном счете, principle KISS — это не просто рекомендация писать простой код. Это философия, призывающая нас не усложнять и без того сложный мир разработки ПО. И помните: реальная элегантность в программировании часто проявляется не в хитроумных конструкциях, а в простых и понятных решениях, которые просто работают.

Принцип YAGNI (You Aren’t Gonna Need It)

Суть и назначение

YAGNI, или «You Aren’t Gonna Need It» («Вам это не понадобится») — один из тех принципов, которые заставляют меня вспоминать все провальные проекты, где мы предсказывали будущее хуже, чем метеорологи погоду. Этот principle, зародившийся в методологии экстремального программирования (XP), говорит нам простую истину: не пиши код, который тебе, скорее всего, не понадобится.

Казалось бы, очевидная вещь, правда? Но почему-то большинство разработчиков (и я в том числе, каюсь) постоянно нарушают этот принцип, создавая «на всякий случай» универсальные решения, которые могут пригодиться в гипотетическом будущем. А потом это будущее наступает, и оказывается, что требования изменились настолько, что наша «универсальная» реализация никому не нужна.

Психология здесь проста: программисты — творческие натуры, которым хочется продемонстрировать свои навыки и предусмотрительность. «Смотрите, я предвидел это требование на полгода вперед!» — звучит гордо. Но в реальности это часто приводит к раздутому коду, который:

  • Сложнее поддерживать
  • Труднее тестировать
  • Дольше разрабатывать
  • Тяжелее документировать

И самое печальное — в 80% случаев эта «на всякий случай» функциональность так и не будет использована. Она просто будет занимать место и создавать сложности, как тот тренажер, который вы купили с твердым намерением заниматься, но который теперь служит вешалкой для одежды.

Когда и как применять YAGNI

Применение YAGNI требует определенной дисциплины и даже смелости (да-да, именно смелости признать, что вы не Нострадамус от программирования). Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам следовать этому principle:

  1. Фокусируйтесь на текущих требованиях. Если заказчик не просил функцию «автоматического перевода на клингонский», не тратьте время на её реализацию, даже если вам кажется, что это было бы «круто». Работайте с тем, что есть сейчас, а не с тем, что может (но, скорее всего, не будет) актуально в будущем.
  2. Регулярно проводите рефакторинг. YAGNI не означает, что не нужно писать гибкий код. Просто этот код должен быть гибким в отношении текущих, а не гипотетических потребностей. Когда (и если) появятся новые требования, вы проведете рефакторинг.
  3. Удаляйте ненужный код. Это, возможно, самое сложное. Когда вы написали «универсальное решение», которое так и не пригодилось, найдите в себе силы его удалить. Мертвый код — это балласт, который тянет проект на дно.
  4. Различайте архитектуру и функциональность. YAGNI не означает, что не нужно продумывать архитектуру. Хорошая архитектура как раз позволяет добавлять новую функциональность без переписывания всего с нуля. Но сама функциональность должна добавляться только тогда, когда она действительно нужна.
  5. Минимизируйте предположения. Вместо того чтобы предполагать, как будет использоваться ваша система, спрашивайте. Активное общение с заказчиком или пользователями может сэкономить огромное количество времени, которое вы могли бы потратить на ненужную функциональность.

YAGNI особенно хорошо работает в сочетании с итеративной разработкой и MVP-подходом (Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт). Создайте простейшую версию, которая решает основную проблему, получите обратную связь и только потом добавляйте функциональность, основываясь на реальных потребностях пользователей.

Вот показательный пример нарушения YAGNI:

// Нарушение YAGNI
 
 public class OrderProcessor {
 
 
 public void processOrder(Order order) {
 
 
 }
 
 
 
 
 public void processInternationalOrder(Order order, Country country) {
 
 
 }
 
 
 
 
 public void processWholesaleOrder(Order order, WholesaleDiscount discount) {
 
 
 }
 
 }

И вот как это должно выглядеть с применением YAGNI:

// Следование YAGNI

public class OrderProcessor {

// Только то, что действительно нужно сейчас

public void processOrder(Order order) {

// Логика обработки заказа

}

}

Простота этого примера может показаться обманчивой, но именно в этом и заключается мощь YAGNI — избавляйтесь от всего лишнего и сосредоточьтесь на главном. Когда (и если) понадобится обработка международных или оптовых заказов, вы добавите соответствующую функциональность. А до тех пор — не усложняйте то, что может оставаться простым.

Принцип DRY (Don’t Repeat Yourself)

Суть и важность DRY

DRY, или «Don’t Repeat Yourself» («Не повторяйся») — это тот principle, который заставляет вспомнить всех нас, кто когда-либо в отчаянии копировал строки кода из одного места в другое, бормоча под нос «я потом это отрефакторю… когда-нибудь». Спойлер: это «когда-нибудь» обычно не наступает, а потом мы удивляемся, почему исправление одного бага порождает пять новых в совершенно неожиданных местах.

Принцип DRY был сформулирован Энди Хантом и Дэйвом Томасом в их культовой книге «Программист-прагматик» (если вы её ещё не читали — закройте эту статью и немедленно начните чтение; я подожду). Суть principle проста: каждая часть знания в системе должна иметь единственное, недвусмысленное, авторитетное представление.

Или, если перевести с заумного языка программистской мудрости на человеческий: не копируй один и тот же код в разные места, создай одну функцию и используй её везде, где нужно.

Почему это так важно? Представьте, что у вас есть одна и та же логика проверки валидности email-адреса в десяти разных местах вашего приложения. Теперь представьте, что требования изменились, и вам нужно обновить эту логику. Угадайте, что произойдёт? Правильно, вы вспомните только о пяти местах, где использовали этот код, и получите баги в оставшихся пяти. А если ваш проект большой, то ситуация становится экспоненциально хуже.

Основные проблемы дублирования кода:

  • Увеличение объёма кодовой базы (и времени на её понимание новыми разработчиками)
  • Необходимость синхронизировать изменения во всех копиях
  • Повышенный риск ошибок при внесении изменений
  • Усложнение поддержки и сопровождения кода

И самое печальное — повторяющийся код часто является признаком плохого понимания предметной области или недостатка времени на правильное проектирование. Что, впрочем, можно исправить с помощью рефакторинга. Если, конечно, у вас найдётся на это время между авральными фиксами багов, вызванных тем самым дублированием…

Методы устранения дублирования

К счастью, у нас есть несколько надёжных способов борьбы с дублированием кода, и все они намного эффективнее, чем копирование кода с подумыванием «потом как-нибудь разберёмся»:

  1. Выносите повторяющуюся логику в отдельные функции или методы. Этот метод настолько очевиден, что даже неловко о нём говорить. Но почему-то многие разработчики (и я в их числе, бывает) продолжают копировать код, вместо того чтобы потратить 3 минуты на создание функции.
  2. Используйте шаблоны проектирования. Многие паттерны, такие как Factory, Strategy, Template Method, специально созданы для устранения дублирования разными способами. Они позволяют выделить общую структуру и поведение, оставляя изменяемые части в отдельных классах.
  3. Применяйте абстракции и наследование (но не злоупотребляйте ими). Базовые классы могут содержать общую функциональность, а производные — добавлять специфичное поведение. Интерфейсы позволяют разным классам реализовывать одинаковое поведение без дублирования.
  4. Используйте конфигурации вместо кода для задания различных параметров. Часто код дублируется потому, что отличается лишь некоторыми константами или значениями. В таких случаях вынос этих значений в конфигурационные файлы может избавить от необходимости дублирования.
  5. Применяйте подход, основанный на компонентах. Создавайте небольшие, хорошо спроектированные компоненты, которые можно повторно использовать в разных частях системы.
  6. Используйте библиотеки и фреймворки для решения общих задач. Не изобретайте велосипед там, где можно воспользоваться уже готовым решением.
  7. Проводите регулярные код-ревью для выявления дублирования. Свежий взгляд часто замечает то, что пропускает автор кода.

Примеры кода с нарушением DRY и их исправление

Давайте посмотрим на примере, как дублирование кода может негативно влиять на проект, и как его можно устранить:

// Код с нарушением DRY
 
 public class UserService {
 
 public void registerUser(String username, String email, String password) {
 
 
 if (!email.contains("@") || !email.contains(".")) {
 
 throw new ValidationException("Invalid email format");
 
 }
 
 
 
 
 if (password.length() < 8 || !containsDigit(password) || !containsUpperCase(password)) {
 
 throw new ValidationException("Password is too weak");
 
 }
 
 
 
 
 }
 
 
 
 public void updateUserEmail(User user, String newEmail) {
 
 
 if (!newEmail.contains("@") || !newEmail.contains(".")) {
 
 throw new ValidationException("Invalid email format");
 
 }
 
 
 
 
 }
 
 
 
 public void resetPassword(User user, String newPassword) {
 
 
 if (newPassword.length() < 8 || !containsDigit(newPassword) || !containsUpperCase(newPassword)) {
 
 throw new ValidationException("Password is too weak");
 
 }
 
 
 
 
 }
 
 
 
 private boolean containsDigit(String str) {
 
 
 return str.matches(".*\\d.*");
 
 }
 
 
 
 private boolean containsUpperCase(String str) {
 
 
 return !str.equals(str.toLowerCase());
 
 }
 
 }

А вот как можно исправить этот код, следуя principle DRY:

// Код, следующий принципу DRY

public class UserService {

private final ValidationService validationService;

public UserService(ValidationService validationService) {

this.validationService = validationService;

}

public void registerUser(String username, String email, String password) {

validationService.validateEmail(email);

validationService.validatePassword(password);

// Остальной код регистрации

}

public void updateUserEmail(User user, String newEmail) {

validationService.validateEmail(newEmail);

// Код обновления email

}

public void resetPassword(User user, String newPassword) {

validationService.validatePassword(newPassword);

// Код сброса пароля

}

}

public class ValidationService {

public void validateEmail(String email) {

if (!isValidEmail(email)) {

throw new ValidationException(«Invalid email format»);

}

}

public void validatePassword(String password) {

if (!isStrongPassword(password)) {

throw new ValidationException(«Password is too weak»);

}

}

private boolean isValidEmail(String email) {

return email.contains(«@») && email.contains(«.»);

}

private boolean isStrongPassword(String password) {

return password.length() >= 8 && containsDigit(password) && containsUpperCase(password);

}

private boolean containsDigit(String str) {

return str.matches(«.*\\d.*»);

}

private boolean containsUpperCase(String str) {

return !str.equals(str.toLowerCase());

}

}

В этом рефакторинге мы:

  1. Выделили логику валидации в отдельный сервис
  2. Создали методы для проверки email и пароля, которые можно использовать в любом месте приложения
  3. Убрали дублирование кода, что сделало его более поддерживаемым и менее подверженным ошибкам

Теперь, если требования к формату email или сложности пароля изменятся, нам нужно будет внести изменения только в одном месте, а не искать все вхождения этой логики по всему проекту.

В программировании, как и в жизни, лень — это не всегда плохо. «Хорошая» лень программиста заставляет его создавать переиспользуемые компоненты, чтобы не писать один и тот же код снова и снова. И принцип DRY — это именно о такой продуктивной лени.

Принципы SOLID: фундамент объектно-ориентированного программирования

Общий обзор SOLID

Если principle KISS, YAGNI и DRY — это своего рода отдельные заповеди программирования, то SOLID — это целая библия объектно-ориентированного дизайна. Аббревиатура SOLID была придумана тем самым Робертом Мартином (он же «Дядя Боб»), человеком, который, кажется, сделал больше для чистоты кода, чем все средства для стирки вместе взятые.

SOLID — это не просто набор правил, это философия проектирования, следование которой помогает создавать системы, устойчивые к изменениям, легко расширяемые и поддерживаемые. Без преувеличения можно сказать, что знание и применение principle SOLID отличает профессионального разработчика от новичка, примерно так же, как навыки пилотирования отличают капитана авиалайнера от человека, играющего в симулятор полетов.

Влияние SOLID на архитектуру программного обеспечения трудно переоценить. Эти принципы:

  • Уменьшают связанность между компонентами системы
  • Улучшают модульность и гибкость кода
  • Упрощают внесение изменений и добавление новой функциональности
  • Повышают тестируемость системы
  • Делают код более понятным и читаемым

Причем, что интересно, эти principle актуальны не только для ООП — многие из них применимы и в функциональном программировании, и в других парадигмах. Почему? Потому что, в конечном счете, все они о том, как сделать код более понятным для людей и более гибким при изменениях. А это универсальные ценности в разработке ПО, независимо от того, какой язык или подход вы используете.

Расшифровка SOLID

Давайте разберем каждый из пяти principle SOLID подробнее, и посмотрим, что они значат на практике.

SRP (Принцип единственной ответственности)

Single Responsibility Principle гласит: у класса должна быть только одна причина для изменения. Другими словами, каждый модуль, класс или функция в вашей системе должны отвечать только за одну часть функциональности.

Это не значит, что ваш класс должен иметь только один метод — это было бы абсурдно. Это означает, что все методы и свойства класса должны быть объединены одной общей целью. Например, класс UserRepository должен заниматься только хранением и извлечением данных пользователей, а не отправкой email-уведомлений или валидацией пароля.

Когда класс имеет несколько обязанностей, изменения в одной из них могут влиять на другие, что приводит к непредсказуемым последствиям. Разделение обязанностей делает код более модульным и упрощает его изменение и тестирование.

OCP (Принцип открытости/закрытости)

Open/Closed Principle утверждает: программные сущности должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения.

Это похоже на ситуацию с операционной системой и приложениями: вы можете устанавливать новые приложения, не изменяя код самой ОС. В программировании это означает, что вы должны иметь возможность добавлять новую функциональность без изменения существующего кода.

Этот принцип особенно важен в крупных системах, где изменение кода в одном месте может иметь неожиданные последствия в других частях. Использование интерфейсов, абстрактных классов и полиморфизма — основные способы реализации этого principle.

LSP (Принцип подстановки Барбары Лисков)

Liskov Substitution Principle, названный в честь Барбары Лисков, гласит: подтипы должны быть заменяемы своими базовыми типами без изменения корректности программы.

Звучит заумно? Проще говоря, если класс A наследуется от класса B, то объекты класса A должны правильно работать везде, где ожидаются объекты класса B. Это означает, что подклассы должны соблюдать контракты, установленные их базовыми классами.

Классический пример нарушения этого principle — класс Square (квадрат), наследующий от Rectangle (прямоугольник). Казалось бы, квадрат — это частный случай прямоугольника, но проблема в том, что квадрат имеет дополнительное ограничение: его высота и ширина всегда равны. Если метод базового класса позволяет независимо изменять высоту и ширину, то в подклассе это нарушает его инварианты. Такое наследование нарушает LSP.

ISP (Принцип разделения интерфейсов)

Interface Segregation Principle говорит: клиенты не должны зависеть от интерфейсов, которые они не используют.

Этот principle рекомендует создавать множество узкоспециализированных интерфейсов вместо одного общего. Если класс реализует интерфейс, но не использует некоторые его методы, это может привести к необходимости реализовывать «пустые» методы или выбрасывать исключения, что нарушает контракт и усложняет поддержку.

Например, вместо одного интерфейса Worker с методами work(), eat() и sleep(), лучше создать три отдельных интерфейса: Workable, Eatable и Sleepable. Это позволит классам реализовывать только те интерфейсы, которые им действительно нужны.

DIP (Принцип инверсии зависимостей)

Dependency Inversion Principle утверждает: модули высокого уровня не должны зависеть от модулей низкого уровня. Оба типа модулей должны зависеть от абстракций.

Это означает, что вместо того, чтобы высокоуровневые компоненты (например, бизнес-логика) зависели от низкоуровневых (например, доступ к базе данных), оба должны зависеть от абстракций (интерфейсов).

Этот принцип особенно важен для создания гибких и тестируемых систем. Он позволяет заменять конкретные реализации без изменения кода, который их использует, что упрощает тестирование и развитие системы.

Примеры кода, где SOLID нарушен и как исправить

Давайте рассмотрим пример кода, который нарушает несколько principle SOLID, и затем исправим его:

// Код с нарушением принципов SOLID
 
 public class OrderService {
 
 private MySQLDatabase database;
 
 
 
 public OrderService() {
 
 this.database = new MySQLDatabase();
 
 }
 
 
 
 public void createOrder(Order order) {
 
 
 if (order.getItems().isEmpty()) {
 
 throw new IllegalArgumentException("Order must contain at least one item");
 
 }
 
 
 
 
 database.save(order);
 
 
 
 
 String customerEmail = order.getCustomer().getEmail();
 
 EmailSender emailSender = new EmailSender();
 
 emailSender.sendOrderConfirmation(customerEmail, order);
 
 
 
 
 for (OrderItem item : order.getItems()) {
 
 Product product = item.getProduct();
 
 product.setStock(product.getStock() - item.getQuantity());
 
 database.update(product);
 
 }
 
 }
 
 }

Этот код нарушает несколько принципов SOLID:

  • SRP: OrderService выполняет множество задач — валидацию, сохранение в БД, отправку email, управление инвентарем.
  • OCP: Класс тесно связан с MySQLDatabase и не сможет работать с другими БД без изменений.
  • DIP: OrderService сам создает экземпляры MySQLDatabase и EmailSender, что создает жесткую зависимость от конкретных реализаций.

Давайте исправим этот код в соответствии с principle SOLID:

// Код, следующий принципам SOLID
 
 
 public interface OrderRepository {
 
 void save(Order order);
 
 void update(Product product);
 
 }
 
 public interface NotificationService {
 
 void sendOrderConfirmation(String email, Order order);
 
 }
 
 public interface InventoryService {
 
 void updateStock(OrderItem item);
 
 }
 
 
 public class OrderService {
 
 private final OrderRepository orderRepository;
 
 private final NotificationService notificationService;
 
 private final InventoryService inventoryService;
 
 private final OrderValidator orderValidator;
 
 
 
 
 public OrderService(OrderRepository orderRepository, 
 
 NotificationService notificationService,
 
 InventoryService inventoryService,
 
 OrderValidator orderValidator) {
 
 this.orderRepository = orderRepository;
 
 this.notificationService = notificationService;
 
 this.inventoryService = inventoryService;
 
 this.orderValidator = orderValidator;
 
 }
 
 
 
 public void createOrder(Order order) {
 
 
 orderValidator.validate(order);
 
 
 
 
 orderRepository.save(order);
 
 
 
 
 String customerEmail = order.getCustomer().getEmail();
 
 notificationService.sendOrderConfirmation(customerEmail, order);
 
 
 
 
 for (OrderItem item : order.getItems()) {
 
 inventoryService.updateStock(item);
 
 }
 
 }
 
 }
 
 
 public class OrderValidator {
 
 public void validate(Order order) {
 
 if (order.getItems().isEmpty()) {
 
 throw new IllegalArgumentException("Order must contain at least one item");
 
 }
 
 
 }
 
 }
 

В исправленном коде:

  • Каждый класс имеет одну ответственность (SRP)
  • Используются интерфейсы для разделения абстракции и реализации (OCP, DIP)
  • Зависимости внедряются через конструктор, а не создаются внутри класса (DIP)
  • Каждый интерфейс специализирован для конкретной задачи (ISP)

Такая структура позволяет легко заменять компоненты системы, тестировать их изолированно и расширять функциональность без изменения существующего кода.

Принципы SOLID кажутся сложными на первый взгляд, но с практикой они становятся естественным способом мышления при проектировании программных систем. И, что самое важное, они действительно работают, помогая создавать код, который выдерживает испытание временем и изменениями требований — а это, пожалуй, самое ценное качество в нашей быстро меняющейся индустрии.

Как использовать эти принципы на практике?

Итак, мы разобрали кучу умных аббревиатур, узнали, что такое хороший код и почему его написание — это не просто «сделать, чтобы работало». Но как внедрить эти principle в свою повседневную работу? Особенно если у вас дедлайны горят ярче, чем олимпийский огонь, а заказчик уже в десятый раз поменял требования со словами «это же мелочь, всего пару строчек кода»?

Давайте рассмотрим несколько практических советов, которые помогут вам не просто запомнить эти принципы, но и реально применять их в боевых условиях:

  1. Начните с малого. Не пытайтесь сразу переписать весь проект в соответствии с SOLID и прочими премудростями. Выберите небольшую часть кода, которую вы часто меняете или с которой возникают проблемы, и примените principle к ней. Успех в малом даст вам уверенность для более масштабных изменений.
  2. Внедряйте принципы с начала проекта. Гораздо проще следовать хорошим практикам с самого начала, чем пытаться исправить запущенный код. Если у вас есть возможность влиять на архитектуру нового проекта — используйте её.
  3. Проводите регулярный рефакторинг. Выделяйте время на улучшение существующего кода. Да, это может казаться непродуктивным с точки зрения бизнеса (ведь вы не добавляете новые фичи), но в долгосрочной перспективе хороший, поддерживаемый код сэкономит вам массу времени.
  4. Используйте код-ревью. Даже если вы работаете в одиночку, попросите коллегу просмотреть ваш код. Свежий взгляд часто замечает проблемы, которые вы пропустили. А если вы работаете в команде, сделайте код-ревью обязательной частью процесса разработки.
  5. Пишите тесты. Хорошо протестированный код обычно лучше спроектирован. Если вам сложно писать тесты для вашего кода, это может быть сигналом о нарушении принципов SOLID. Подход TDD (Test-Driven Development) может помочь вам создавать код, который с самого начала соответствует хорошим практикам.
  6. Изучайте паттерны проектирования. Многие из них являются практическим воплощением principle, которые мы обсудили. Знание паттернов даст вам готовые решения для типичных проблем.
  7. Не превращайтесь в фанатика. Помните, что все эти принципы — лишь инструменты, а не догмы. Иногда простое решение, нарушающее какой-то принцип, может быть лучше, чем сложное, но «правильное». Используйте здравый смысл и контекст проекта для принятия решений.

Вот несколько ошибок, которые часто допускают новички при применении принципов программирования:

  • Переусложнение. В стремлении следовать всем principle можно создать излишне сложную архитектуру, которая будет трудна для понимания и поддержки. Помните о KISS и ищите баланс.
  • Слепое следование. Не применяйте принципы, не понимая их сути и цели. Разбирайтесь, почему тот или иной подход считается хорошей практикой.
  • Преждевременная оптимизация. Не тратьте время на создание идеального дизайна для функциональности, которая может измениться или вообще не понадобиться. Помните о YAGNI.
  • Игнорирование контекста. В разных проектах и ситуациях может требоваться разная степень соблюдения principle. В прототипе или MVP важнее быстрота разработки, а в долгосрочном проекте — качество кода.
  • Непоследовательность. Если вы решили следовать определенному принципу, делайте это последовательно во всем проекте. Разный стиль кода в разных частях системы затрудняет понимание и поддержку.

Самое важное — найти правильный баланс между теоретической чистотой кода и практическими ограничениями реального мира. Идеальный код существует только в учебниках, а в боевых условиях всегда приходится идти на компромиссы. Но знание и понимание принципов хорошего кода поможет вам делать эти компромиссы осознанно, минимизируя потенциальные проблемы в будущем.

И помните: хороший код — это не тот, который выглядит умно и сложно, а тот, который легко понять, изменить и поддерживать даже через несколько лет после написания, когда вы сами уже забыли, зачем вообще его писали.

Заключение

Итак, мы прошли через джунгли программистских премудростей, разобрали кучу заумных аббревиатур и, надеюсь, теперь яснее понимаем, почему так важно писать код не абы как, а с умом и дальним прицелом.

KISS, YAGNI, DRY и SOLID — это не просто модные словечки, которыми можно козырять на собеседованиях или в разговорах с коллегами. Это практические инструменты, которые реально помогают создавать качественное программное обеспечение. Они прошли проверку временем и боевыми условиями разработки, и если вы будете следовать им (с долей здравого смысла, конечно), то ваш код станет:

  • Более понятным для вас и других разработчиков
  • Менее подверженным ошибкам
  • Легче поддерживаемым и расширяемым
  • Проще для тестирования
  • И, как следствие, более ценным для бизнеса

Но помните — эти principle не заменяют мышление и понимание контекста. Они лишь инструменты, которые нужно применять с умом. Иногда простое решение, нарушающее какой-то принцип, может быть лучше «идеального» с точки зрения теории, но переусложненного на практике.

Если вы хотите углубить свои знания в этой области, вот несколько ресурсов, которые могут быть полезны:

  • Книга «Чистый код» Роберта Мартина — библия для всех, кто хочет писать качественный код
  • «Программист-прагматик» Энди Ханта и Дэйва Томаса — классика, которая до сих пор актуальна
  • «Паттерны проектирования» Эриха Гаммы и соавторов (также известная как «Банда четырех») — для тех, кто хочет освоить классические шаблоны проектирования
  • «Рефакторинг. Улучшение существующего кода» Мартина Фаулера — отличное руководство по улучшению уже написанного кода

В конечном счете, написание хорошего кода — это навык, который приходит с практикой. Не расстраивайтесь, если поначалу следование всем этим принципам кажется сложным и замедляет вашу работу. Со временем они станут частью вашего мышления, и вы будете применять их автоматически, не задумываясь.

И, наконец, помните: целью всех этих principle является не создание «идеального» кода, а решение реальных проблем более эффективно. Код существует для того, чтобы решать задачи бизнеса, а не для того, чтобы быть красивым или технически совершенным. Находите баланс между теорией и практикой, и ваши проекты будут успешными.

Дата: 27 марта 2025
Читайте также
прогер
Блог
Эффективное код-ревью в PHP: что проверять и какие инструменты использовать?

Хотите проводить качественное код-ревью в PHP? Мы расскажем, как выявлять ошибки, улучшать читаемость и структуру кода, а также какие инструменты использовать для автоматизации процесса проверки.

Zabbix
Блог
Zabbix: незаменимый инструмент для мониторинга инфраструктуры

Хотите понять, что такое Zabbix и почему эта система стала золотым стандартом в мониторинге IT? В статье мы расскажем о возможностях, интеграциях и способах использования Zabbix для управления инфраструктурой.

тестировщик
Блог
Сертификация тестировщиков: обзор возможностей и рекомендаций

Сертификация тестировщиков становится всё более значимой в IT-индустрии. В статье вы узнаете о популярных программах, таких как ISTQB и CMST, их уровнях и особенностях, а также о том, как выбрать подходящий сертификат для профессионального роста.

Категории курсов
Отзывы о школах