Ansible — это ваш швейцарский нож для управления серверами и автоматизации. Узнайте, как он упрощает развертывание, конфигурацию и тестирование.
Agile-тестирование: методологии, принципы и преимущества
Помните те славные времена, когда тестировщики сидели в своем уютном бункере, дожидаясь, пока разработчики закончат писать код? А потом героически находили сотни багов за пару дней до релиза? Так вот, эта романтическая эпоха канула в Лету вместе с водопадной моделью разработки.
Сегодня я расскажу про Agile-тестирование – подход, который перевернул привычный мир QA с ног на голову (и, честно говоря, это к лучшему). В его основе лежит простая идея: тестировать нужно не в конце проекта, а постоянно, параллельно с разработкой. Звучит как кошмар перфекциониста? Возможно. Но именно этот подход позволяет командам выпускать работающий продукт каждые пару недель, а не раз в полгода.
Agile-тестирование – это не просто набор практик, а целая философия, которая предполагает тесное взаимодействие между всеми участниками процесса. И да, теперь тестировщикам придется общаться с разработчиками не только через баг-трекер (шок!). Такой подход стал особенно популярным в последнее десятилетие, когда бизнес наконец понял, что лучше получить работающий продукт сейчас, чем идеальный – никогда.
Основные принципы и методологии Agile-тестирования
Знаете, что общего между джазовой импровизацией и Agile-тестированием? В обоих случаях нужно следовать определенной структуре, но быть готовым к внезапным изменениям. И да, иногда это звучит как какофония, но в итоге получается вполне симфонично (по крайней мере, так говорят наши менеджеры).
Давайте разберем ключевые принципы этого «джазового» подхода к тестированию:
- Непрерывная интеграция (CI) – или, как я это называю, «вечный день сурка». Каждый день код собирается, тестируется и (о чудо!) иногда даже работает. Представьте себе конвейер, только вместо автомобилей по нему едут баги прямиком в руки тестировщиков.
- Раннее тестирование – начинаем искать проблемы еще до того, как код написан. Да-да, вы не ослышались. Это как предсказывать будущее, только с меньшим количеством хрустальных шаров и большим количеством user stories.
- Командное взаимодействие – теперь тестировщики не сидят в башне из слоновой кости, а работают бок о бок с разработчиками. Иногда даже обедают вместе (страшно представить, правда?).
В мире Agile существует несколько популярных методологий, таких как Scrum и XP (экстремальное программирование), а также методов управления рабочим процессом, таких как Kanban. Их можно сравнить с разными жанрами музыки: Scrum – это джаз с его структурированными импровизациями, XP – это панк-рок для самых отчаянных команд, а Kanban, хоть и не является Agile-методологией, дополняет их как классическая музыка с четким потоком работ.
О каждой из этих методологий мы поговорим подробнее. А пока запомните главное: в Agile-тестировании важно не только находить баги, но и уметь объяснить разработчику, почему его идеальный код почему-то не работает. И делать это желательно так, чтобы он не впал в депрессию до конца спринта.
Scrum и тестирование
А теперь поговорим о Scrum – любимом детище всех проджект-менеджеров и головной боли половины IT-команд (хотя вторая половина просто скрывает свои чувства). Представьте себе регби – именно оттуда, кстати, и пришло название. Только вместо мяча у нас пользовательские истории, а вместо травм – дедлайны.
В Scrum тестировщик – это что-то среднее между детективом, каскадёром и дипломатом. Судите сами:
- На планировании спринта (Sprint Planning) нужно успеть оценить все задачи так, чтобы и команда не перегрелась, и менеджер не загрустил. При этом вы должны каким-то магическим образом предугадать, сколько времени займёт тестирование фичи, которую ещё даже не начали разрабатывать (и да, «палец в небо» – вполне себе метод оценки).
- Во время спринта вы участвуете в ежедневных стендапах (Daily Scrum), где за 15 минут нужно успеть рассказать о своём прогрессе, не заснуть и даже что-то запомнить из того, что говорили другие. Причём делать это стоя – видимо, чтобы никто не расслаблялся.
- На ретроспективах (Sprint Retrospective) приходится дипломатично объяснять, почему половина тестов не прошла, и при этом сохранять командный дух. Искусство формулировок «у нас есть пространство для улучшений» здесь просто бесценно.
И помните главное правило Scrum: если что-то пошло не так – это не провал, а «возможность для обучения». Просто иногда эти возможности случаются чаще, чем хотелось бы.
Kanban и тестирование
Если Scrum – это спринтерский забег с периодическими остановками на перекур (простите, ретроспективу), то Kanban больше похож на марафон, где главное – держать равномерный темп. И нет, это не значит, что можно работать медленнее – просто теперь у вас нет удобного оправдания «это в следующий спринт».
В Kanban всё строится вокруг доски с колонками, где задачи плавно перетекают слева направо, как виски по горлу разработчика после особенно сложного релиза. Только вместо «To Do», «In Progress» и «Done» у тестировщиков обычно более креативные названия: «Ждёт своего часа», «В активной пытке», «Застряло на код-ревью» и «Вроде работает, но это не точно».
Главная фишка Kanban в тестировании – лимиты на работу в процессе (WIP limits). Это как диета, только для задач: нельзя брать новую, пока не переварил текущую. И да, это означает, что придётся научиться говорить «нет» даже самому настойчивому менеджеру продукта (спойлер: они это не любят).
В отличие от Scrum, здесь нет фиксированных спринтов – работа течёт непрерывным потоком, как река багов в понедельник утром. И это, кстати, может быть как благословением, так и проклятием – зависит от того, насколько вы любите предсказуемость в своей жизни.
Экстремальное программирование (XP) и тестирование
XP – это как сочетание паркура с программированием. Здесь все экстремально: от скорости написания кода до количества кофе, потребляемого командой. Это методология для тех, кто считает, что Scrum недостаточно «агильный», а Kanban слишком спокойный (да, такие люди существуют, я встречал их в дикой природе офисов).
Главная фишка XP в контексте тестирования – это парное программирование и тестирование. Представьте себе: два разработчика сидят за одним компьютером, пишут код, а тестировщик стоит за их спинами и комментирует каждую строчку. Звучит как начало анекдота? Однако это реально работает (правда, иногда заканчивается групповой терапией).
В XP активно используется практика TDD (Test-Driven Development) – подход к разработке, при котором сначала пишутся тесты, а затем код, который должен эти тесты пройти. TDD, хотя и не является уникальной особенностью XP, прекрасно вписывается в его философию: «сначала думаем, потом делаем» (революционная концепция для IT, не правда ли?).
В XP всё делается быстро, включая обратную связь. Если тестировщик находит баг, он не создает тикет в Jira с подробным описанием и скриншотами – он просто поворачивается к разработчику и говорит: «Слушай, а что это у тебя тут сломалось?». И да, это действительно работает быстрее, чем переписка в баг-трекере (кто бы мог подумать?).
Методики и подходы к тестированию в Agile
Помните, как в детстве родители говорили «доверяй, но проверяй»? Так вот, в Agile-тестировании этот принцип работает на полную катушку, только проверять приходится каждые пару часов, а иногда и чаще (особенно если разработчики в ударе).
Давайте разберем основной арсенал современного Agile-тестировщика:
- TDD (Test-Driven Development) – когда тесты пишутся до кода. Это как составлять список покупок до похода в магазин, только в нашем случае список состоит из того, что должно работать, а не из того, что нужно купить.
- BDD (Behavior-Driven Development) – фокусируется на описании ожидаемого поведения системы с точки зрения бизнеса и пользователей. Используя специальный язык Gherkin с его структурой Given-When-Then («Дано-Когда-Тогда»), мы создаем сценарии, понятные всем участникам проекта – от разработчиков до бизнес-аналитиков. Например, вместо технического описания авторизации мы можем написать: «Дано: я незарегистрированный пользователь; Когда: я заполняю форму регистрации и нажимаю ‘Зарегистрироваться’; Тогда: система создает мою учетную запись и отправляет письмо для подтверждения»..
- Исследовательское тестирование – или как я это называю, «профессиональное хождение не туда». Пытаемся сломать систему всеми возможными способами, включая те, о которых разработчики даже не догадывались.
- Автоматизация тестирования – потому что некоторые вещи лучше доверить роботам. Особенно если нужно кликнуть одну и ту же кнопку 1000 раз (и нет, это не преувеличение, я видел такие тест-кейсы).
В Agile всё крутится вокруг баланса между скоростью и качеством. Это как жонглировать горящими факелами – выглядит впечатляюще, но требует серьезной практики и иногда заканчивается ожогами. Именно поэтому мы используем разные подходы к тестированию – чтобы минимизировать риск того, что всё сгорит синим пламенем прямо перед релизом.
А теперь давайте углубимся в каждый из этих подходов. Обещаю, будет интересно (ну, насколько вообще может быть интересным разговор о тестировании).
Регрессионное тестирование
А сейчас поговорим о самом любимом виде тестирования (спойлер: нет) – регрессионном тестировании, или как я его называю «а давайте проверим, что не сломалось то, что работало вчера».
Представьте себе: вы добавляете новую крутую фичу в приложение, всё работает идеально, вы уже мысленно празднуете победу… И тут оказывается, что теперь не работает авторизация, которую никто даже не трогал. Знакомая ситуация? Добро пожаловать в мир регрессионного тестирования!
В Agile это особенно весело, потому что:
- Изменения происходят постоянно (иногда даже чаще, чем вы моргаете)
- Каждое изменение может повлиять на что угодно (закон Мерфи еще никто не отменял)
- Времени на полное тестирование всего и вся обычно нет (потому что «нам нужно это вчера»)
Поэтому в регрессионном тестировании мы руководствуемся принципом «доверяй, но автоматизируй». Потому что проверять вручную одно и то же по 10 раз на дню – это путь к профессиональному выгоранию и нервному тику при виде баг-трекера.
Автоматизация тестирования
Автоматизация – эта волшебная палочка-выручалочка современного тестировщика. По крайней мере, так говорят на собеседованиях и в красивых презентациях для клиентов. В реальности всё немного сложнее (читай: иногда хочется плакать).
В Agile автоматизация тестирования – это как хороший кофе-автомат в офисе: все знают, что это нужно, все хотят этим пользоваться, но настроить правильно может не каждый. И да, иногда проще сделать вручную, чем ждать, пока автоматический тест наконец-то заработает.
Что обычно автоматизируют:
- Все рутинные операции, которые нужно выполнять чаще, чем вы моргаете
- Критически важные бизнес-процессы (чтобы не объяснять потом, почему пользователи не могут заплатить вам деньги)
- То, что легко ломается и сложно тестировать руками (привет, многопользовательские сценарии!)
Основные преимущества автоматизации:
- Тесты можно запускать хоть каждую минуту (если у вас достаточно мощный сервер)
- Машины не устают и не ходят на обед (в отличие от живых тестировщиков)
- Отчёты генерируются автоматически (и да, они всегда честные – машины не умеют придумывать отговорки)
Только помните: автоматизация – это не серебряная пуля. Это скорее как швейцарский нож: очень полезный инструмент, но не стоит пытаться забивать им гвозди.
Роль тестировщика в Agile-команде
Знаете, как определить тестировщика в Agile-команде? Это тот человек, который одновременно пытается быть дипломатом, детективом и иногда психологом для разработчиков. А ещё это единственный член команды, который искренне радуется, когда что-то не работает (потому что если баг нашёл ты, а не пользователь – это победа).
В Agile тестировщик – это не просто «человек, который ищет баги». Это скорее «специалист по предотвращению катастроф». Судите сами:
- Вы участвуете в планировании спринта (и пытаетесь объяснить, почему «просто проверить одну кнопочку» может занять полдня)
- Помогаете писать критерии приёмки (то есть объясняете разработчикам, что «должно работать нормально» – это не очень конкретно)
- Проводите код-ревью с точки зрения тестируемости (да-да, мы тоже умеем читать код… ну, хотя бы пытаемся)
- Создаёте и поддерживаете тестовую документацию (которую, кстати, никто не читает, кроме других тестировщиков)
При этом вы должны быть достаточно техническим для общения с разработчиками, достаточно коммуникабельным для работы с менеджерами и достаточно терпеливым, чтобы не сойти с ума, когда за день до релиза «немножко меняются требования».
И да, в Agile вы больше не сидите в своём уютном кабинете, ожидая, пока вам «перекинут код на тестирование». Теперь вы часть команды, и это означает, что придётся научиться работать с людьми. Много. Очень много.
Взаимодействие с разработчиками и другими членами команды
Представьте себе, что вы – переводчик с языка «пользовательские ожидания» на язык «технические требования». Примерно такова роль тестировщика в общении между командой разработки и остальным миром. И да, иногда это похоже на игру в испорченный телефон, только с более дорогими последствиями.
В идеальном мире взаимодействие с разработчиками выглядит так:
- Вы находите баг
- Спокойно объясняете проблему
- Разработчик всё понимает и быстро исправляет
В реальности это чаще происходит примерно так:
- Вы находите баг
- Пытаетесь воспроизвести его ещё раз (потому что «у меня всё работает»)
- Записываете видео с проблемой
- Объясняете, почему это действительно баг, а не фича
- Наблюдаете классические пять стадий принятия неизбежного у разработчика
А ещё приходится общаться с:
- Продакт-менеджерами (которые всегда знают, чего хотят, но не всегда могут это объяснить)
- Дизайнерами (у которых всё выглядит идеально… в Figma)
- Аналитиками (которые пишут такие подробные спецификации, что их можно издавать как роман)
И помните главное правило общения в Agile-команде: никто не виноват, мы все учимся. Даже если это уже пятый раз, когда одна и та же кнопка перестаёт работать после очередного «небольшого фикса».
Преимущества и недостатки Agile-тестирования
Давайте честно поговорим о том, что вы получаете (и теряете), выбирая путь Agile-тестировщика. Как говорится, предупреждён – значит вооружён.
Преимущества | Недостатки |
Раннее обнаружение проблем (до того, как они превратились в катастрофу) | Постоянная многозадачность (и да, это не комплимент) |
Быстрая обратная связь от команды (иногда даже слишком быстрая) | Меньше времени на тщательное тестирование (потому что «нам нужно это вчера») |
Гибкость в изменении планов (читай: планы меняются каждые 15 минут) | Сложности с документацией (попробуйте задокументировать хаос) |
Тесное взаимодействие с командой (whether you like it or not) | Стресс от постоянных изменений (привыкайте к американским горкам) |
Возможность влиять на продукт на ранних этапах (если успеете вставить слово) | Размытые границы ответственности (кто отвечает за качество? правильно – все!) |
Особое примечание: все эти преимущества и недостатки часто меняются местами в зависимости от:
- Размера команды
- Настроения менеджера
- Фазы луны
- Количества выпитого командой кофе
И помните: в Agile нет «правильного» или «неправильного» пути – есть только «работает» и «давайте попробуем что-то другое». Главное – не забывать дышать и периодически делать бэкапы. На всякий случай.
Наиболее распространенные ошибки и проблемы в Agile-тестировании
Знаете, что общего между начинающим водителем и командой, переходящей на Agile? Обе стороны совершают примерно одинаковые ошибки, только последствия во втором случае обходятся дороже (и нет, страховка тут не поможет).
Давайте разберем самые «популярные» грабли, на которые наступают команды:
- «Автоматизируем всё!» Симптомы: Команда пытается автоматизировать каждый чих, включая тесты, которые запускаются раз в год. Лечение: Помнить, что автоматизация – это инструмент, а не самоцель. Иногда ручное тестирование – это быстрее, дешевле и эффективнее.
- «У нас нет времени на тестирование» Симптомы: Тестирование постоянно откладывается на последний день спринта. Результат: Паника, овертаймы и релизы с «небольшими багами» (которые потом превращаются в большие проблемы). Лечение: Включать время на тестирование в оценку задач. И нет, «посмотрим по времени» – это не оценка.
- «Документация не нужна, мы же Agile!» Симптомы: Никто не помнит, как работает та крутая фича, которую сделали три спринта назад. Лечение: Поддерживать минимально необходимую документацию. Ключевое слово – «необходимую», а не «мы тут накатали 100 страниц, на всякий случай».
- «QA будет тестировать в конце» Симптомы: Тестировщик сидит без дела первую половину спринта, а потом пытается успеть проверить всё за день. Лечение: Вовлекать QA с самого начала работы над задачей. Да, даже на этапе планирования (особенно на этапе планирования!).
Бонусная ошибка: «Мы следуем Agile, потому что у нас есть доска в Jira» Диагноз: Тяжелый случай самообмана Лечение: Длительное чтение Agile-манифеста перед сном и групповая терапия на ретроспективах.
Помните: ошибки – это нормально. Главное – учиться на них, желательно на чужих. И да, держите под рукой план эвакуации… то есть, план отката релиза. Всякое бывает.
И помните: все описанные выше подходы к тестированию требуют серьезных знаний и практики. Если вы хотите освоить профессию тестировщика или углубить свои знания в области Agile-тестирования, обратите внимание на подборку курсов по тестированию. Там вы найдете образовательные программы разного уровня – от базовых курсов для начинающих до продвинутых программ по автоматизации и Agile-практикам.
Итак, мы прошли весь путь от «что такое этот ваш Agile» до «как не сойти с ума, работая по Agile». И знаете что? Это действительно работает – когда делаешь это правильно (и с правильными людьми).
Agile-тестирование – это не просто модный термин для резюме или очередная методология с красивой презентацией. Это реальный способ сделать разработку продукта более эффективной, даже если иногда кажется, что весь процесс напоминает контролируемый хаос (спойлер: так и есть).
В конце концов, главное помнить: идеальных процессов не существует, но существуют команды, которые умеют адаптироваться и учиться на своих ошибках. И если вы всё ещё сомневаетесь, стоит ли погружаться в мир Agile-тестирования, просто помните – хуже, чем тестирование водопадным методом за день до релиза, уже точно не будет.
Выбор языка для машинного обучения — задача не из легких. Эта статья поможет вам понять, какие особенности каждого языка важны для создания ML-моделей, от Python до Julia.
TypeScript или JavaScript – что лучше? Статическая типизация против гибкости, строгие компиляторы против скорости. Узнайте, какой язык подходит именно вам.
Как сделать так, чтобы ваш персонаж двигался как живой? Поговорим о принципах, которые превратят набор кадров в яркую и эмоциональную историю. Присоединяйтесь!
Как ускорить процесс верстки? Мы собрали самые эффективные инструменты 2024 года: графические редакторы, текстовые среды и сервисы для тестирования.
Как Python помогает финансистам работать быстрее и эффективнее? Разбираем ключевые библиотеки, примеры и методы для анализа и автоматизации.
Погрузитесь в мир разработки enterprise-приложений! Узнайте о подходах, которые сделают ваш проект успешным, стабильным и безопасным
Хотите сделать свою PHP-приложение более гибким и масштабируемым? В этой статье вы узнаете, как разработать микросервисы на PHP, какие инструменты для этого использовать и какие сложности вас ожидают.
Задачи автоматизации кажутся сложными? Узнайте, как PowerShell поможет вам легко справляться с мониторингом серверов, управлением задачами и безопасностью.