Акции и промокодыОтзывы о школах

Будущее промышленного дизайна: главные тренды 2025 года

Приветствую, коллеги! Как человек, который провел немало времени на стыке технологий и бизнеса (и да, пережил не один хайп-цикл Гартнера), я не могу не заметить, как стремительно меняется индустрия промышленного дизайна. И знаете что? Это уже не просто про «красивые штучки» — это про то, как мы будем жить завтра.

городские здания

2025 год обещает быть особенно интересным (хотя, признаюсь, я говорю это каждый год). Мы наблюдаем удивительный микс технологических прорывов, экологических императивов и культурных сдвигов. Нейросети теперь не просто генерируют забавные картинки — они реально влияют на то, как создаются промышленные продукты. А уж про тренд на экологичность я вообще молчу — кажется, скоро даже космические корабли будут делать из переработанных пластиковых бутылок (шучу, но не сильно).

Давайте разберем, что нас ждет в этом году. И да, приготовьтесь — будет много интересного, местами противоречивого, но точно не скучного.

Искусственный интеллект и автоматизация в дизайне

Знаете, что самое забавное в истории с ИИ в промышленном дизайне? То, как быстро мы прошли путь от «ИИ отберет нашу работу!» до «Погоди-ка, а это действительно удобно». И да, я сам был в лагере скептиков (каюсь!), пока не увидел, как это работает на практике.

Генеративный дизайн

Помните времена, когда для создания нового дизайна приходилось часами сидеть над эскизами? Теперь у нас есть генеративный ИИ, который может предложить сотни вариантов за считанные минуты. Правда, половина из них выглядит так, будто их создал инопланетянин с похмелья, но остальные… О, остальные действительно впечатляют!

Вот что уже сейчас умеет генеративный дизайн (и нет, это не научная фантастика):

  •     Создает органические формы, которые человеку и в голову бы не пришли (иногда пугающе органические, если вы понимаете, о чем я)
  •     Оптимизирует структуры для максимальной прочности при минимальном весе (инженеры Apple нервно курят в сторонке)
  •     Генерирует уникальные паттерны и текстуры (которые иногда выглядят как психоделические сны дизайнера)

Интерактивность и нейроэстетика

А вот здесь начинается самое интересное. Представьте себе продукт, который не просто красиво выглядит, а буквально «чувствует» пользователя. Звучит как выпуск «Черного зеркала»? Добро пожаловать в 2025!

Современные системы уже умеют распознавать жесты, голос, движения глаз (да-да, ваш холодильник скоро будет знать, что вы опять заглядываете в него в 3 часа ночи).

Но самое крутое — это нейроэстетика, которая изучает, как наш мозг реагирует на дизайн. Представьте себе лампу, которая подстраивает освещение под ваше настроение, или офисный стул, который сам корректирует положение, когда вы начинаете горбиться (и, возможно, тихонько осуждает ваши привычки).

Экология и устойчивое развитие

Ах, экология — тема, от которой уже невозможно отмахнуться фразой «как-нибудь потом». И знаете что? Впервые за долгое время это не просто модный тренд для пиара (хотя и такого, признаться, хватает).

«Зелёный дизайн» и переработка

Помните времена, когда «эко-френдли» означало просто зеленый цвет упаковки? Теперь все серьезнее. Вот что реально происходит в индустрии (и нет, это не очередной маркетинговый буллшит):

  •     Материалы из переработанного пластика (и да, они уже не выглядят как будто их жевала собака)
  •     Безотходное производство (помните игру «Тетрис»? Примерно так же теперь планируют использование материалов)
  •     Биоразлагаемые компоненты (которые действительно разлагаются, а не просто распадаются на микропластик)
  •     Возобновляемые источники энергии (солнечные панели теперь не только на крышах, но и в самих продуктах)

Диаграмма демонстрирует, что за последние годы процент переработанных материалов значительно увеличился, что подтверждает устойчивость этого тренда

И знаете что самое интересное? По данным совместного исследования НАФИ и Росэкопром за 2024 год, более половины российских потребителей проявляют интерес к экологичным товарам, а каждый третий готов платить за них премиальную цену. А международные тренды показывают еще более впечатляющую динамику — исследование McKinsey & Company отмечает, что 65% потребителей во всем мире при выборе продукта всё чаще руководствуются принципами устойчивого развития. Хотя, справедливости ради, между декларируемыми намерениями и реальными покупками всё еще существует заметный разрыв..

Ответственный дизайн

Тут все сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ответственный дизайн — это не просто «давайте сделаем это из бамбука». Это целая философия, где каждое решение принимается с учетом полного жизненного цикла продукта.

Представьте, что вы проектируете чайник (да, я специально выбрал что-то простое). Теперь вы должны думать:

  •     Откуда берутся материалы (желательно не из вымирающих лесов Амазонки)
  •     Как он будет производиться (желательно без выброса тонн CO2)
  •     Сколько он прослужит (спойлер: планируемое устаревание больше не в тренде)
  •     Что с ним будет после того, как он сломается (подсказка: свалка — не самый экологичный вариант)

И да, все это нужно сделать так, чтобы продукт оставался конкурентоспособным по цене. Легко, правда? (Это был сарказм, если что).

Гибкость и мобильность в дизайне

Знаете, что общего между современным дизайном и джазовым музыкантом? Правильно — импровизация и адаптивность! В мире, где люди меняют города как перчатки (а офисы превратились в концепцию), дизайн просто обязан поспевать за этими изменениями.

Номадизм и портативность

Помните те времена, когда для переезда нужен был грузовик? Теперь весь быт должен помещаться в чемодан (желательно ручной клади). И нет, я не преувеличиваю — вот что реально происходит:

  •     Складная мебель нового поколения (больше не похожая на орудия пыток из средневековья)
  •     Многофункциональная одежда с терморегуляцией (наконец-то можно не брать с собой весь гардероб)
  •     Портативная электроника, которая работает везде (даже там, где интернет — это легенда)
  •     Компактные рабочие места-трансформеры (для тех, кто путает Бали с офисом)

Трансформируемые решения

А здесь начинается настоящая магия. Представьте себе мебель, которая утром — рабочий стол, днем — обеденный, а вечером — превращается в кинотеатр. Нет, это не сюжет из «Трансформеров», это реальность 2024 года.

Дизайнеры создают:

  •     Модульные системы хранения (которые собираются и разбираются быстрее, чем вы читаете эту статью)
  •     Умную мебель с несколькими функциями (стол-лампа-зарядка-кофеварка — уже не фантастика)
  •     Адаптивные пространства (помните лестницы из Хогвартса? Что-то похожее, только без магии)

И да, все это должно быть не только функциональным, но и эстетичным. Потому что даже цифровой кочевник имеет право на красоту. Кажется, дизайнерам 2024 года скучать точно не придется!

Цветовые тенденции и их влияние

А теперь поговорим о том, что заставило половину дизайнеров пересмотреть свои цветовые палитры — и нет, это не очередной редизайн Instagram (простите, Meta).

Цвет года — Peach Fuzz

Институт цвета Pantone объявил PANTONE 13-1023 Peach Fuzz (Персиковый пух) главным цветом 2024 года. И знаете что? Это уже не просто название модного коктейля – этот оттенок выбран как символ нашей потребности в близости и связи с другими людьми. Звучит немного пафосно, согласен, но в этом весь Pantone! Но на самом деле это довольно интересный выбор (и нет, я не пытаюсь быть дипломатичным).

После яркого Viva Magenta 2023 года этот мягкий, почти интимный оттенок выглядит как digital detox в мире цветов. И знаете что? В этом есть смысл. В эпоху, когда наши глаза устают от бесконечных экранов, такой умиротворяющий цвет — как глоток свежего воздуха.

Влияние цвета на восприятие

Тут начинается самое интересное (и да, я опять про нейронауки). Оказывается, цвет влияет на наше восприятие продукта сильнее, чем мы думаем. И нет, это не просто маркетинговые сказки — это реальные исследования в области нейроэстетики.

Вот что происходит с нашим мозгом при взаимодействии с разными цветами:

  •     Теплые оттенки (как наш «персиковый пух») вызывают чувство комфорта и безопасности
  •     Холодные тона повышают продуктивность (поэтому в офисах так много синего)
  •     Яркие цвета привлекают внимание (капитан Очевидность передает привет)

А теперь представьте, как это влияет на дизайн продуктов. Тот же персиковый может появиться где угодно — от кухонной техники до медицинского оборудования. И каждый раз он будет создавать определенное эмоциональное состояние (надеюсь, положительное).

Глобальное и локальное: влияние культур

Знаете, что самое интересное в современном дизайне? То, как «Гордый Юг» (звучит как название рок-группы, не правда ли?) начинает задавать тон. И нет, это не очередная маркетинговая уловка — это реальное смещение центра креативной силы.

Представьте себе: пока условный «уставший Север» (читай: постиндустриальные страны) перебирает минималистичные оттенки серого, дизайнеры из Южной Африки, Индии, Мексики и других стран глобального Юга привносят в мировой дизайн такой заряд энергии, что впору солнцезащитные очки надевать.

Что мы видим:

  • Космогонические орнаменты из Африки (которые заставляют скандинавский минимализм нервно курить в сторонке)
  • Ремесленные техники из Индии (нет, это не просто хендмейд для хипстеров)
  • Яркие цветовые решения из Латинской Америки (прощай, «безопасный» беж)
  • Традиционные материалы в современной интерпретации (и да, это работает!)

И знаете что самое забавное? То, что раньше считалось «слишком экзотическим» для глобального рынка, теперь задает тренды. Похоже, мир наконец-то готов к тому, что дизайн может быть разным — и это прекрасно!

P.S. И да, если вы все еще думаете, что хороший дизайн может быть только из Милана или Копенгагена — пора обновить свой Instagram-фид. Хотя, возможно, я предвзят — все-таки провел немало времени, изучая дизайн-сцену развивающихся рынков.

Суверенный дизайн: локальные тренды в глобальном контексте

А теперь давайте поговорим о том, что заставило многих дизайнеров достать из шкафа учебники по локальной истории и культуре. И нет, это не внезапная ностальгия по университетским временам!

Знаете, что самое интересное в текущем тренде на суверенизацию? То, как он превратился из «вынужденной меры» в мощный креативный стимул. Помню, как еще пару лет назад все говорили: «Ну всё, теперь будем делать примитивные копии». А получилось… совсем иначе (и да, я сам удивлен не меньше вашего).

Новая волна локального дизайна

Представьте себе: дизайнер сидит над проектом нового смартфона или, скажем, кухонного комбайна. Раньше он бы первым делом полез смотреть, что там делает условная Apple или Samsung. А теперь? Теперь он открывает книги по национальному орнаменту и думает: «А что, если?..»

Вот что реально происходит в индустрии:

  • Переосмысление национальных мотивов (и нет, речь не о том, чтобы налепить хохлому на всё подряд)
  • Адаптация локальных эргономических предпочтений (потому что, сюрприз, люди в разных странах пользуются техникой по-разному)
  • Создание уникальных дизайн-решений под местные технологические возможности (привет, инженерная смекалка!)
  • Интеграция традиционных материалов в современные продукты (кто сказал, что карбон лучше березы?)

Технологическая независимость и дизайн

А здесь начинается самое интересное (и да, немного сложное). Помните, как в разделе про ИИ мы говорили о глобальных инструментах? Так вот, теперь представьте, что нужно создать нечто подобное, но с учетом локальной специфики.

Что мы наблюдаем:

  • Развитие собственных систем проектирования (которые уже не уступают зарубежным аналогам)
  • Создание локальных материалов и технологий производства (и иногда они оказываются даже лучше «классических» решений)
  • Формирование уникальных дизайн-школ (помните, как мы говорили о влиянии культур? Вот оно в действии)
  • Адаптация глобальных трендов под местные реалии (потому что иногда «классика» требует серьезной доработки)

И знаете, что самое удивительное? Этот тренд на суверенизацию неожиданно начал влиять на глобальный дизайн. Теперь уже западные бренды присматриваются к решениям, рожденным в условиях ограничений. Как говорится, нет худа без добра!

P.S. И да, если вы думаете, что суверенный дизайн – это шаг назад, просто посмотрите на последние разработки локальных брендов. Похоже, что ограничения действительно рождают креативность. Кто бы мог подумать, что фраза «нет, это нам недоступно» может превратиться в «смотрите, что мы придумали вместо этого»?

Теперь этот тренд на суверенизацию прекрасно дополняет то, о чем мы говорили в контексте максимализма и минимализма. Потому что иногда самые интересные решения рождаются именно на стыке глобального опыта и локальных особенностей. Но об этом – в следующем разделе…

Максимализм и минимализм в дизайне

А теперь о вечной битве «всё или ничего» в дизайне. И знаете что? В 2024 году у нас, похоже, будет ничья — оба направления набирают обороты (да, такое возможно, я сам удивлен).

Cluttercore

Помните, как ваша бабушка хранила все «на всякий случай»? Так вот, теперь это тренд! Только вместо случайного хаоса — продуманный максимализм. Cluttercore — это как Instagram-аккаунт коллекционера встретился с музеем современного искусства.

Что мы видим:

  •     Многослойные композиции (как торт, только из предметов интерьера)
  •     Смешение стилей и эпох (викторианское кресло рядом с неоновой вывеской? Почему бы и нет!)
  •     Обилие декоративных элементов (больше — значит больше)
  •     Яркие цветовые сочетания (глаза разбегаются, но это и есть цель)

Минимализм

А на другом конце спектра — старый добрый минимализм. Только теперь он не просто «уберите всё лишнее», а «каждый элемент должен работать на 200%».

Ключевые принципы (и нет, это не просто «выбросьте всё»):

  •     Многофункциональность каждого элемента (один предмет = три функции минимум)
  •     Чистые линии и формы (никаких лишних изгибов — экономим не только пространство, но и визуальный шум)
  •     Продуманные цветовые решения (да, даже в минимализме есть место цвету, просто он используется… минималистично)
  •     Интуитивно понятный дизайн (если нужна инструкция — что-то пошло не так)

И знаете, что самое интересное? Оба этих направления каким-то магическим образом уживаются в современном дизайне. Как будто индустрия наконец-то признала: не бывает единственно правильного пути. Даже если этот путь устлан минималистичными подушками или заставлен винтажными вазами.

Взгляд в будущее

Знаете, что самое забавное в прогнозировании трендов? То, как быстро реальность может превзойти самые смелые ожидания. Я в индустрии достаточно давно, чтобы помнить времена, когда «умный» дизайн означал складной стул, а нейросети были сюжетом для научной фантастики.

Что мы видим сейчас? Промышленный дизайн превратился в этакий плавильный котел, где технологические инновации встречаются с экологической ответственностью, а культурное разнообразие танцует в обнимку с искусственным интеллектом. И знаете что? Это только начало.

2025 год обещает быть особенно интересным — мы наблюдаем не просто эволюцию отдельных трендов, а формирование совершенно нового подхода к дизайну. ИИ становится не конкурентом, а помощником дизайнера, экологичность превращается из модного тренда в необходимость, а культурное разнообразие обогащает глобальный дизайн новыми смыслами и формами.

P.S. И да, возможно, через год мы будем смеяться над некоторыми нынешними прогнозами. Но разве не в этом прелесть нашей индустрии? Всегда есть место для сюрприза!

P.P.S. Кстати, если весь этот разговор о трендах пробудил в вас желание глубже погрузиться в промышленный дизайн (а я очень на это надеюсь!), загляните в подборку профильных курсов на KursHub. Там можно найти программы для разного уровня подготовки – от «я только начинаю» до «хочу освоить генеративный дизайн и подружиться с ИИ». И да, многие из трендов, о которых мы говорили выше, уже включены в учебные программы. Потому что будущее не ждет – оно создается прямо сейчас, и возможно, именно вами!

Дата: 6 февраля 2025
Читайте также
программирование
Блог
PHP и Python: сравнение ключевых особенностей популярных языков программирования

PHP — серверный язык программирования для веб-разработки, который встраивается в HTML и позволяет создавать динамические веб-сайты, а Python — универсальный язык программирования с чистым и читаемым синтаксисом.

Категории курсов
Отзывы о школах