Акции и промокоды Отзывы о школах

Как проектировать интерфейсы, которые работают на пользователя

#Блог

Знаете, что объединяет успешные продукты вроде iPhone, Spotify или даже вашего любимого приложения для доставки еды? Правильно – интерфейсы, которые не заставляют пользователей биться головой о стену (хотя, признаться, такое желание иногда возникает). Как специалист, который насмотрелся на все оттенки UI/UX за последние 15 лет – от гениальных до откровенно провальных – могу сказать: качественный интерфейс сегодня важнее, чем наличие офиса в небоскребе или армии маркетологов.

ux

Давайте начистоту: в мире, где каждая секунда на счету, а конкуренция за внимание пользователя достигла масштабов боев без правил, хороший интерфейс – это не просто красивая картинка. Это разница между «зайду попозже» и «возьму мою карту прямо сейчас». И знаете что? Мы разберем всё, что нужно знать о проектировании интерфейсов – от базовых принципов до неочевидных лайфхаков, которые я собрал за годы работы с десятками проектов.

Содержание
  1. Что такое проектирование интерфейсов?
  2. Основные принципы проектирования интерфейсов
  3. Простота и понятность (или «Не заставляй меня думать»)
  4. Консистентность (или «Не устраивай сюрпризов»)
  5. Обратная связь (или «Дай знать, что происходит»)
  6. Предотвращение ошибок (или «Не дай пользователю выстрелить себе в ногу»)
  7. Визуальная иерархия (или «Сделай важное заметным»)
  8. Доступность (или «Думай о всех»)
  9. Гибкость и настройка интерфейса (или «Пусть каждый чувствует себя как дома»)
  10. Процесс проектирования интерфейсов
  11. Анализ пользователей (или «Знай своего героя»)
  12. Проектирование информационной архитектуры (или «Раскладываем все по полочкам»)
  13. Прототипирование (или «Давайте порисуем»)
  14. Тестирование (или «Проверка боем»)
  15. Распространенные ошибки в проектировании интерфейсов
  16. «Давайте впихнем всё!» (или Синдром перегруженности)
  17. «А давайте сделаем уникально!» (или Война со стандартами)
  18. «Мобильная версия? Не слышал» (или Игнорирование адаптивности)
  19. «Наши пользователи разберутся» (или Пренебрежение UX-исследованиями)
  20. «Загрузится потом» (или Игнорирование производительности)
  21. Советы от UX/UI-экспертов (или «То, что я узнал за 15 лет набивания шишек»)
  22. Как прокачивать навыки в UX/UI
  23. Инструменты, которые реально помогают
  24. Важность обратной связи (или «Горькая правда лучше сладкой лжи»)
  25. Заключение (или «Что со всем этим делать?»)
Свернуть Развернуть

Что такое проектирование интерфейсов?

Если совсем просто – это искусство создавать цифровые продукты, которые не заставляют пользователей искать валерьянку. А если серьезно (хотя я редко бываю серьезным в этих вопросах), проектирование интерфейсов – это процесс создания «мостика» между человеком и машиной, где каждая кнопка, текст и анимация работают на то, чтобы пользователь получил то, что хочет, желательно даже быстрее, чем осознал это желание.

Забавно, но многие до сих пор путают UX (User Experience) и UI (User Interface), словно это близнецы из старого анекдота. UI – это то, что вы видите: кнопочки, иконки, текст – весь этот «визуальный джаз». А UX – это то, что вы чувствуете при использовании продукта: удовольствие, разочарование или желание швырнуть телефон в стену (надеюсь, до последнего не дойдет).

Гистограмма наглядно показывает, как редизайн интерфейса может позитивно повлиять на вовлечение пользователей и уровень продаж

Главная цель всей этой «кухни» – создать такой продукт, который будет:

  • Удобным, как старые домашние тапочки (но выглядеть должен получше)
  • Доступным для всех, включая вашу бабушку, которая только вчера освоила WhatsApp
  • Эстетически приятным – потому что, давайте признаем, мы все немного павлины и любим красивое

И знаете что? В мире, где искусственный интеллект уже пишет код и генерирует изображения, роль хорошего интерфейса только растет. Потому что даже самый продвинутый AI бесполезен, если пользователь не может понять, как им управлять (кстати, об этом я знаю не понаслышке – поработал с десятком AI-стартапов, половина из которых провалилась именно из-за проблем с интерфейсом).

Основные принципы проектирования интерфейсов

Знаете, что общего между хорошим интерфейсом и хорошей шуткой? Оба не требуют объяснений. Но поскольку мы здесь, чтобы разобраться в деталях, давайте пройдемся по принципам, которые делают интерфейсы не просто работающими, а работающими так, что пользователи даже не замечают их существования (и это, поверьте, высший комплимент для интерфейса).

Простота и понятность (или «Не заставляй меня думать»)

Помните момент, когда вы впервые открыли какое-нибудь приложение и подумали: «Боже, куда тут нажимать?»? Так вот, хороший интерфейс должен работать как МакДональдс – ты заходишь и сразу понимаешь, что делать дальше (даже если это не самый полезный для здоровья выбор).

Мой любимый пример – кнопка «Купить» в Amazon. Она большая, яркая и всегда там, где вы ожидаете её увидеть. Никаких квестов с поиском, никаких загадок – чистая функциональность.

Консистентность (или «Не устраивай сюрпризов»)

Представьте, что вы заходите в свою любимую кофейню, а там вдруг все кнопки кофемашины поменяли местами. Весело? Не думаю. То же самое с интерфейсами – если на одной странице кнопка «Назад» слева, а на другой справа, это как минимум раздражает (а как максимум – ведет к потере пользователей и нервных клеток дизайнера).

Обратная связь (или «Дай знать, что происходит»)

В реальной жизни, когда вы нажимаете кнопку лифта, она загорается. Когда открываете кран – течет вода. В цифровом мире все должно работать так же интуитивно. Кнопка меняет цвет при нажатии, загрузка файла показывает прогресс, форма подсвечивает ошибки – все это не просто «фишечки», а необходимые элементы коммуникации с пользователем.

Предотвращение ошибок (или «Не дай пользователю выстрелить себе в ногу»)

Знаете эти моменты, когда случайно удаляете важный файл и система спрашивает «Вы уверены?»? Вот это оно – предотвращение ошибок в действии. И хотя иногда эти подтверждения кажутся навязчивыми (особенно когда вы точно уверены), поверьте моему опыту – они спасли больше нервных клеток, чем все антидепрессанты вместе взятые.

Визуальная иерархия (или «Сделай важное заметным»)

Это как газета, только в цифре – самое важное должно бросаться в глаза, а детали можно разместить поменьше и пониже. И нет, это не значит, что нужно делать заголовки размером с билборд – тут работает принцип «хорошего виски»: правильная пропорция важнее количества.

Доступность (или «Думай о всех»)

Вы знали, что около 15% населения имеет какие-либо ограничения по здоровью? А теперь представьте, что вы отрезаете 15% своей потенциальной аудитории просто потому, что не добавили альтернативный текст к картинкам или использовали нечитаемые цветовые сочетания. Не самое мудрое бизнес-решение, правда?

Забавно, но создавая интерфейс доступным для людей с ограниченными возможностями, мы часто делаем его лучше для всех остальных. Это как пандус у входа в здание – изначально он для колясок, но им с удовольствием пользуются и мамы с детьми, и люди с чемоданами, и просто ленивые (как я).

Маленький бонус от меня: все эти принципы можно проверить одним простым тестом – дайте ваш интерфейс человеку, который никогда его не видел, и посмотрите, сколько ругательств вы услышите в процессе использования. Чем меньше, тем лучше работает ваш дизайн.

Гибкость и настройка интерфейса (или «Пусть каждый чувствует себя как дома»)

Знаете, что общего между хорошим интерфейсом и идеальной парой джинсов? Оба должны адаптироваться под пользователя, а не наоборот. В мире, где каждый пользователь уникален (и не стесняется об этом заявлять), жесткий, неизменяемый интерфейс работает так же эффективно, как зонтик в пустыне – вроде и можно использовать, но как-то не то.

Помню случай из практики: работали мы над приложением для команды дизайнеров. Сделали «идеальный» интерфейс с продуманным расположением инструментов. А потом выяснилось, что половина команды – левши, и наше «идеальное» расположение превратилось в полосу препятствий. Вот тогда-то мы и вспомнили про настройку интерфейса (и немного про карму).

Ключевые аспекты гибкого интерфейса:

  • Персонализация рабочего пространства (потому что ваш способ организации пространства может вызывать у других легкую панику)
    • Настраиваемые панели инструментов
    • Возможность изменения расположения элементов
    • Кастомизация горячих клавиш (да, некоторые всё еще используют Ctrl+S вместо ⌘+S)
  • Адаптация под предпочтения пользователя
    • Выбор цветовых схем (не все любят смотреть на ослепительно белый экран в три часа ночи)
    • Настройка размера шрифта (потому что «читаемый текст» для каждого свой)
    • Возможность скрытия неиспользуемых функций (чтобы интерфейс не напоминал кабину пилота)

Возьмем, например, Google Docs – казалось бы, простой текстовый редактор, а посмотрите, сколько там возможностей для настройки: от расположения панелей до пользовательских словарей. И знаете что? Люди реально этим пользуются! Причем каждый находит свой идеальный набор настроек, как будто настраивает любимое кресло.

Pro-tip: Когда добавляете возможности настройки, не забудьте про кнопку «Вернуть всё как было». Потому что иногда эксперименты с интерфейсом заходят слишком далеко, и пользователю нужен спасательный круг.

Но есть и обратная сторона медали – не стоит превращать ваш интерфейс в конструктор LEGO, где можно переставить вообще всё. Помните про балансе между гибкостью и простотой. Иначе вместо работы с программой пользователи будут тратить время на её настройку (знакомо, да?).

И помните главное правило гибкого интерфейса: настройки должны помогать работать эффективнее, а не становиться отдельным квестом. Если для изменения цвета кнопки нужно пройти семь кругов меню – возможно, стоит пересмотреть подход к настройкам.

Кстати, говоря о настройках и адаптации интерфейса, нельзя не упомянуть о доступности – теме, которой мы коснемся в следующем разделе. Потому что иногда гибкость интерфейса – это не просто удобство, а необходимость для части ваших пользователей.

Процесс проектирования интерфейсов

Знаете, что общего между проектированием интерфейса и приготовлением идеального стейка? В обоих случаях результат зависит от правильного процесса. И да, в обоих случаях можно серьезно накосячить, если пропустить важные этапы. Давайте разберем этот процесс – от исследования до готового продукта (спойлер: готовый он только условно, потому что хороший интерфейс – это бесконечный процесс улучшений).

Анализ пользователей (или «Знай своего героя»)

Помните, как в фильмах детективы составляют портрет преступника? Вот мы делаем примерно то же самое, только с пользователями (и, надеюсь, с менее драматичными последствиями).

Методы исследования:

  • Интервью с пользователями (да, реальные разговоры с реальными людьми – шок!)
  • Анализ поведения на сайте (спойлер: люди часто делают не то, что говорят)
  • Опросы (только не те, где «оцените по шкале от 1 до 10» – они бесполезны как подушка безопасности на мотоцикле)
  • Анализ конкурентов (или «как не наступить на те же грабли»)

Проектирование информационной архитектуры (или «Раскладываем все по полочкам»)

Это как организация книг в библиотеке, только в цифре. И знаете что? Большинство пользователей, как и в библиотеке, хотят найти нужное, не разбираясь в тонкостях классификации Дьюи.

Основные принципы:

  • Группировка связанного контента (как в холодильнике – молочка к молочке)
  • Понятная навигация (никаких «нажми сюда, чтобы попасть туда, где спрятано то»)
  • Логичная иерархия (главное – сверху, детали – под капот)

Прототипирование (или «Давайте порисуем»)

Знаете, почему архитекторы сначала делают макеты? Потому что лучше поправить картонную модель, чем перестраивать бетонную коробку. То же самое с интерфейсами.

Виды прототипов:

  • Бумажные (да, обычная бумага и карандаш – иногда это все, что нужно)
  • Wireframes (скелет будущего интерфейса, без мяса и кожи)
  • Кликабельные прототипы (почти как настоящие, только без бэкенда)

Тестирование (или «Проверка боем»)

Это мой любимый этап, потому что именно здесь все наши гениальные идеи встречаются с суровой реальностью. И знаете что? Реальность обычно побеждает.

Методы тестирования:

  • A/B-тесты (когда одни пользователи видят одно, другие – другое, а мы смотрим, кто меньше ругается)
  • Юзабилити-тестирование (даем людям задания и наблюдаем за их мучениями… то есть, за процессом выполнения)
  • Анализ метрик (потому что цифры не врут, в отличие от нашего эго)

Pro-tip: Если во время тестирования пользователь говорит «это же очевидно!» – вы на правильном пути. Если говорит «а почему здесь так?» – возвращайтесь к началу. И помните: лучше потратить неделю на тестирование, чем месяц на переделку после запуска.

P.S. И да, я знаю, что некоторые считают тестирование пустой тратой времени. Обычно это те же люди, которые потом удивляются, почему их «гениальный» продукт никто не использует.

Распространенные ошибки в проектировании интерфейсов

За 15 лет работы в сфере я насмотрелся на такое количество «креативных решений», что хватит на отдельную книгу под названием «Как не надо делать интерфейсы» (кстати, неплохая идея для стартапа). Давайте пройдемся по самым эпичным факапам, которые я регулярно встречаю – и которые, надеюсь, вы теперь сможете избежать.

«Давайте впихнем всё!» (или Синдром перегруженности)

Знаете этот момент, когда заходите на сайт, а там столько всего происходит, что глаза разбегаются? Это как супермаркет в «черную пятницу» – вроде все есть, но найти нужное невозможно.

Симптомы:

  • Три попапа при входе на сайт (подписка на рассылку, уведомления и еще что-нибудь «суперважное»)
  • Кнопки всех цветов радуги (потому что «так заметнее»)
  • Анимации, от которых укачивает даже бывалых моряков

«А давайте сделаем уникально!» (или Война со стандартами)

Помните тот момент, когда дизайнер решает, что корзина в интернет-магазине больше не будет корзиной, а станет «космическим контейнером»? Я помню. Мои психотерапевты тоже помнят.

Типичные проявления:

  • Нестандартное расположение привычных элементов
  • «Креативные» названия для базовых функций
  • Изобретение велосипеда там, где достаточно самоката

«Мобильная версия? Не слышал» (или Игнорирование адаптивности)

Удивительно, но даже в 2025 году некоторые сайты на мобильных устройствах до сих пор выглядят как распечатка налоговой декларации через факс. И это при том, что большинство пользователей заходят именно с мобильных устройств! И это при том, что большинство пользователей заходят именно с мобильных устройств!

Признаки беды:

  • Текст размером с муравья
  • Кнопки, в которые можно попасть только с третьей попытки
  • Горизонтальная прокрутка (особый круг ада для мобильных пользователей)

«Наши пользователи разберутся» (или Пренебрежение UX-исследованиями)

Это как готовить ужин для гостей, не спрашивая об их пищевых предпочтениях. Можно, конечно, но риск накормить вегетарианца стейком довольно высок.

Последствия:

  • Функции, которые никто не использует
  • Интерфейс, удобный только для его создателей
  • Высокий показатель отказов (когда пользователи убегают быстрее, чем вы можете сказать «конверсия»)

«Загрузится потом» (или Игнорирование производительности)

Знаете эти сайты, где каждый клик – как маленькое путешествие во времени? Вроде нажал, а ответа ждешь как письма из Хогвартса.

Типичные грехи:

  • Огромные неоптимизированные изображения
  • Тонна ненужных анимаций
  • Отсутствие индикаторов загрузки (потому что «у нас все быстро грузится»)

Pro-tip: Если вам кажется, что ваш интерфейс свободен от этих ошибок – покажите его своей маме. Или бабушке. Или случайному прохожему. Гарантирую, вы узнаете много нового о своем «идеальном» дизайне.

И помните: признание проблемы – первый шаг к её решению. Даже если эта проблема – ваш чересчур креативный дизайн меню, где «гамбургер» превратился в «молекулярную структуру».

Советы от UX/UI-экспертов (или «То, что я узнал за 15 лет набивания шишек»)

После бесчисленных часов проектирования, тестирования и переделывания интерфейсов (а также употребления неприличного количества кофе), я собрал коллекцию советов, которые реально работают. И нет, это не те советы из разряда «будьте креативными» – с таким же успехом можно посоветовать «быть богатым».

Как прокачивать навыки в UX/UI

  1. Наблюдайте за пользователями (желательно в естественной среде обитания) Помню случай, когда целый месяц проектировали «идеальную» форму заказа, а потом увидели, как реальные пользователи пытаются ей пользоваться. Спойлер: пришлось переделывать всё с нуля.
  2. Учитесь у конкурентов (но не копируйте слепо) Особенно у тех, кто облажался – чужие ошибки гораздо дешевле собственных. Хотя, признаюсь, некоторые я все равно предпочел проверить на себе (да, я упрямый).
  3. Следите за трендами, но не становитесь их рабом Помните эпоху скевоморфизма? А плоский дизайн? А нейморфизм? Вот именно. Тренды приходят и уходят, а юзабилити остается.

Инструменты, которые реально помогают

Мой набор выживания:

  • Figma (потому что это как швейцарский нож для дизайнера)
  • Miro (для прототипирования и брейнштормов)
  • Hotjar (чтобы подглядывать за пользователями легально)
  • UserTesting (когда нужна честная обратная связь)
  • Notion (для документации, потому что память – штука ненадежная)

Важность обратной связи (или «Горькая правда лучше сладкой лжи»)

Знаете, что общего между хорошим дизайнером и хорошим учёным? Оба любят, когда их гипотезы опровергают. Потому что каждый провал – это урок, а каждый негативный отзыв – возможность сделать продукт лучше.

Правила сбора обратной связи:

  • Не спорьте с пользователями (даже если они говорят, что ваша любимая кнопка выглядит как результат случайного нажатия на клавиатуру)
  • Задавайте открытые вопросы («Расскажите, как бы вы использовали эту функцию?» вместо «Нравится ли вам эта функция?»)
  • Следите за действиями, а не словами (люди часто говорят одно, а делают совсем другое)

И самый важный совет: никогда не влюбляйтесь в свои решения. Потому что завтра придется их менять. И послезавтра тоже. И через месяц… В общем, вы поняли.

P.S. Если кто-то говорит вам, что знает все о UX/UI – бегите. Быстро. В нашей сфере учиться приходится постоянно, и единственная константа – это изменения.

Заключение (или «Что со всем этим делать?»)

Знаете, что самое забавное в проектировании интерфейсов? То, что идеального интерфейса не существует. Это как погоня за горизонтом – сколько ни беги, он всегда чуть впереди. Но именно в этом и заключается вся прелесть нашей работы.

После всего вышесказанного может показаться, что создание качественного интерфейса – это какая-то ядерная физика со сложными формулами и кучей непонятных терминов. На самом деле всё сводится к одному простому принципу: делайте так, чтобы пользователям было удобно. Да, звучит банально, но именно эта банальность отделяет успешные продукты от тех, которые пылятся на задворках App Store.

И напоследок: если вы только начинаете свой путь в UX/UI-дизайне – не бойтесь ошибаться. Серьезно. Каждый «неудачный» интерфейс – это урок, каждый недовольный пользователь – возможность стать лучше. А если вы уже опытный дизайнер – не переставайте экспериментировать. Потому что в тот момент, когда вы решите, что знаете всё, – индустрия сделает кульбит, и придется учиться заново.

И помните: хороший интерфейс – это не тот, который получил больше всего лайков на Dribbble, а тот, которым пользуются люди. И желательно, без использования ненормативной лексики в процессе.

P.S. А теперь идите и создайте что-нибудь крутое. Только, пожалуйста, без креативных гамбургер-меню – мир еще не готов к такому уровню инноваций.

Читайте также
chto-takoe-log-fajly
#Блог

Что такое лог-файлы

Интересуетесь, как в ИТ фиксируются ошибки, доступы и подозрительные действия? Лог файлы — это основа наблюдаемости. Расскажем, как они работают, что с ними делать и чем могут помочь бизнесу.

Категории курсов