Все курсы
Акции и промокоды Отзывы о школах

SOLID-принципы: как улучшить качество кода?

Ah, SOLID… Эти пять заветных принципов, которые каждый уважающий себя разработчик должен знать как «Отче наш» (особенно перед собеседованием), но которые почему-то так часто остаются лишь теоретическими знаниями в нашем багаже. А ведь я не понаслышке знаю, как различается работа команд, которые следуют этим принципам, и тех, кто о них даже не слышал.

Полное руководство по принципам SOLID в разработке программного обеспечения

Представьте себе два параллельных мира: в одном команда разработчиков пишет код как бог на душу положит, а в другом – педантично следует принципам SOLID. Первая команда через полгода тонет в техническом долге и багах, пытаясь понять, где что сломалось. Вторая же – получает удовольствие от работы с чистым, поддерживаемым кодом и успевает выпить кофе в перерыве между задачами.

В этом руководстве мы разберем каждый принцип SOLID детально, с реальными примерами из практики (да-да, я видел их применение в боевых условиях). Мы поговорим о том, как эти принципы работают в современной разработке, какие подводные камни вас ждут при их внедрении, и главное – как применять их так, чтобы это действительно приносило пользу, а не превращалось в очередную догму.

Что такое SOLID и почему это важно?

Признайтесь, сколько раз вы гуглили расшифровку этой аббревиатуры перед собеседованием? (Я лично – раза три, и это при том, что сам провожу технические интервью). SOLID – это не просто модное словечко, которым можно козырнуть перед HR, а набор принципов, которые реально работают. И да, их придумал не ChatGPT, а дядюшка Роберт Мартин, более известный как Дядя Боб – тот самый, который написал «Чистую архитектуру» (если у вас есть время – бросайте читать мою статью и идите читать его книгу, серьёзно).

Итак, что же такое SOLID? Это набор из пяти принципов объектно-ориентированного проектирования, каждый из которых решает конкретную проблему:

  • S (Single Responsibility) – принцип единственной ответственности. Или, как я его называю, «принцип одной головной боли на класс». Каждый модуль должен отвечать только за одну группу связанных функций.
  • O (Open-Closed) – принцип открытости/закрытости. Как в хорошем баре – вход открыт для новых посетителей, но закрыт для изменения правил внутри.
  • L (Liskov Substitution) – принцип подстановки Барбары Лисков. Звучит как название детективного романа, но на самом деле говорит о том, что наследники класса должны уметь полноценно заменять родительский класс.
  • I (Interface Segregation) – принцип разделения интерфейсов. Как в хорошем ресторане: не суйте всё меню в один список, разделите на закуски, основные блюда и десерты.
  • D (Dependency Inversion) – принцип инверсии зависимостей. Высокоуровневые модули не должны зависеть от низкоуровневых. Как в корпоративной иерархии – CEO не должен знать, какой маркер использует уборщица.

Почему это важно? Потому что код живёт дольше, чем вы думаете. То, что вы написали сегодня, кто-то будет поддерживать через год, два или пять лет (возможно, этим несчастным окажетесь вы сами). И когда этот момент настанет, вы либо скажете спасибо себе прошлому за соблюдение SOLID, либо… ну, вы поняли.

Принцип единственной ответственности (SRP)

Знаете, что общего между швейцарским ножом и плохо спроектированным классом? Оба пытаются делать слишком много вещей одновременно. И если в случае с ножом это может быть полезно, то в программировании это прямой путь к катастрофе.

Принцип единственной ответственности часто понимают неправильно. «Один класс – одна задача», говорят новички. И вот тут начинается самое интересное. Представьте, у вас есть сервис расчета зарплаты:

class SalaryService {
	double calculateSalary(long employeeId) {...}  // для бухгалтерии
	double calculateOvertime(long employeeId) {...} // для отдела кадров
}

На первый взгляд всё логично – сервис занимается расчетами, связанными с зарплатой. Но вот незадача: отдел кадров решил изменить формулу расчета сверхурочных. «Подумаешь,» – скажете вы, – «поменяем формулу в calculateOvertime()». А потом придет злая бухгалтерия и спросит, почему у них сломались расчеты зарплат (ведь они использовали метод calculateOvertime() в своих вычислениях).

Диаграмма демонстрирует структуру классов до и после применения принципа единственной ответственности (SRP)

Когда SRP применим?

SRP особенно важен в следующих случаях:

  • Когда у вас есть код, который используется разными группами пользователей
  • При работе с бизнес-логикой, которая может меняться независимо друг от друга
  • В сервисах, которые объединяют несколько операций над одной сущностью

Практический пример SRP на реальном проекте

Вот как можно исправить наш многострадальный сервис:

interface SalaryCalculator {
	double calculateSalary(long employeeId);
}

interface OvertimeCalculator {
	double calculateOvertime(long employeeId);
}

class AccountingSalaryService implements SalaryCalculator {
	private final OvertimeCalculator overtimeCalculator;
    
	public double calculateSalary(long employeeId) {
    	// Используем свою формулу для расчета зарплаты
	}
}

class HROvertimeService implements OvertimeCalculator {
	public double calculateOvertime(long employeeId) {
    	// Отдел кадров может менять этот метод, не боясь сломать что-то в бухгалтерии
	}
}

Теперь у каждого класса есть только одна причина для изменения – требования своей группы пользователей. Бухгалтерия может спать спокойно, даже если отдел кадров решит считать сверхурочные по фазам луны.

И помните: если вы заметили, что при каждом новом требовании вам приходится менять один и тот же класс по разным причинам – значит, пришло время задуматься о принципе единственной ответственности. Как говорил мой первый тимлид: «Лучше иметь десять классов с одной ответственностью, чем один класс с десятью причинами для головной боли».

Принцип открытости/закрытости (OCP)

Помните старую добрую историю с API Центробанка? Я вот помню – особенно те моменты, когда нужно было срочно отключить интеграцию для тестов, а потом так же срочно включить обратно. И каждый раз это выливалось в увлекательный квест по поиску всех мест в коде, где эту интеграцию нужно поменять.

Принцип открытости/закрытости говорит нам: «Хочешь что-то поменять? Добавляй новое, но не трогай старое». Звучит как совет от дзен-мастера программирования, не правда ли?

Вот классический пример нарушения OCP:

class FinancialQuotesService {
	public List getQuotes() {
    	// Прямой запрос к API ЦБ
    	return cbAPI.getQuotes();
	}
}

А теперь представьте, что вам нужно добавить поддержку котировок от Сбербанка и возможность использовать мок-данные для тестов. Без OCP вы бы добавили кучу if’ов и превратили код в спагетти. С OCP это выглядит так:

interface QuotesProvider {
	List getQuotes();
}

class CBQuotesProvider implements QuotesProvider {
	public List getQuotes() {
    	return cbAPI.getQuotes();
	}
}

class SberbankQuotesProvider implements QuotesProvider {
	public List getQuotes() {
    	return sberbankAPI.getQuotes();
	}
}

class MockQuotesProvider implements QuotesProvider {
	public List getQuotes() {
    	return Arrays.asList(/* тестовые данные */);
	}
}

Шаблоны проектирования и OCP

Принцип открытости/закрытости прекрасно дружит с паттернами проектирования. Вот несколько любимых:

  1. Стратегия – когда вам нужно менять поведение системы на лету. Например, разные стратегии расчета скидок.
  2. Декоратор – для добавления нового поведения к существующим классам. Как добавить логирование, не меняя оригинальный код? Правильно, обернуть его в декоратор.
  3. Фабрика – создание объектов без прямой привязки к конкретным классам.

Мой любимый пример использования OCP – это система плагинов. Представьте, что вы разрабатываете редактор текста:

interface TextPlugin {
	void processText(String text);
}

class SpellCheckerPlugin implements TextPlugin {
	public void processText(String text) {
    	// Проверка орфографии
	}
}

class TranslatorPlugin implements TextPlugin {
	public void processText(String text) {
    	// Перевод текста
	}
}

Хотите добавить новую функцию? Просто создайте новый плагин, не трогая существующий код. Красота!

Помните: если вам приходится менять существующий код, чтобы добавить новую функциональность – вы, скорее всего, делаете что-то не так. Как говорил мой коллега: «Код должен быть как хороший виски – его можно дополнять, но не стоит смешивать с тем, что уже налито».

Принцип подстановки Барбары Лисков (LSP)

А сейчас я расскажу вам историю о том, как один принцип с громким именем спас не одну архитектуру от краха. Принцип подстановки Барбары Лисков – звучит как название детективного сериала, но на самом деле это про то, как не выстрелить себе в ногу при работе с наследованием.

Суть принципа проста (на первый взгляд): если ваш код работает с базовым типом, он должен так же хорошо работать с любым его наследником. Звучит логично, правда? Но давайте посмотрим на примере, как это часто нарушается в реальной жизни:

class Bird {
	public void fly() {
    	// Логика полета
	}
}

class Penguin extends Bird {
	@Override
	public void fly() {
    	throw new UnsupportedOperationException("Пингвины не летают, они только вадлят!");
	}
}

Видите проблему? Пингвин – это птица, но он не может летать. И вот у нас уже нарушение LSP – код, который работает с Bird, сломается при встрече с Penguin.

Плюсы и минусы использования LSP в реальных проектах

Плюсы:

  • Код становится более предсказуемым (если работает с родителем, будет работать и с потомком)
  • Упрощается тестирование (можно использовать полиморфизм без страха)
  • Улучшается переиспользование кода

Минусы (или, скорее, сложности):

  • Требует тщательного продумывания иерархии классов
  • Иногда приводит к созданию дополнительных абстракций
  • Может усложнить код для простых случаев

Правильное решение для нашего примера с птицами:

interface Movable {
	void move();
}

interface Flyable extends Movable {
	void fly();
}

class Bird implements Flyable {
	public void fly() {
    	// Логика полета
	}
    
	public void move() {
    	fly();
	}
}

class Penguin implements Movable {
	public void move() {
    	// Логика ходьбы вперевалочку
	}
}

Теперь код, который ожидает летающую птицу, работает с Flyable, а код, которому нужно просто двигающееся существо – с Movable. Никаких сюрпризов и выброшенных исключений.

Как говорил мой преподаватель по проектированию: «Если ваш код удивляется поведению наследников – значит, вы что-то напутали с иерархией». И знаете что? Он был чертовски прав.

Принцип разделения интерфейсов (ISP)

Знаете, что общего между меню в ресторане и плохо спроектированным интерфейсом? Оба могут быть настолько большими, что клиент теряется в выборе. И если в случае с рестораном это может быть маркетинговым ходом, то в программировании – это прямой путь к появлению «божественного интерфейса» (и нет, это не комплимент).

Давайте посмотрим на классический пример из реальной жизни:

interface CRUDService {
	T create(T t);
	T update(T t);
	T get(Long id);
	void delete(Long id);
	List search(String query);
	void validate(T t);
	void sendNotification(T t);
	void export(T t);
	// И еще 20 методов, потому что "а вдруг пригодится"
}

Выглядит знакомо? Я тоже такое видел – обычно в проектах, где разработчики следуют принципу «давайте засунем все методы в один интерфейс, чтобы далеко не ходить».

Вот как это должно выглядеть с учетом ISP:

interface Creatable {
	T create(T t);
}

interface Readable {
	T get(Long id);
	List search(String query);
}

interface Updatable {
	T update(T t);
}

interface Deletable {
	void delete(Long id);
}

interface Notifiable {
	void sendNotification(T t);
}

// И теперь каждый класс реализует только то, что ему нужно
class UserService implements Creatable, Readable, Updatable {
	// Реализация только нужных методов
}

class ReadOnlyAuditService implements Readable {
	// Только чтение логов аудита, никакого создания/удаления
}

Сравнение подходов:

Антипаттерн Правильный подход
Один большой интерфейс Маленькие специализированные интерфейсы
Классы реализуют ненужные методы Классы реализуют только то, что используют
Сложно поддерживать и тестировать Легко тестировать и расширять
«Божественный интерфейс» Модульный дизайн

Как говорил мой коллега из стартапа: «Лучше иметь десять маленьких специализированных интерфейсов, чем один большой, который пытается быть всем для всех». И знаете что? За пять лет работы я ни разу не пожалел, следуя этому совету.

И помните: если вы заметили, что ваш интерфейс растет как на дрожжах – это верный признак того, что пора применить ISP. Ваши коллеги (и будущий вы) скажут вам спасибо.

Принцип инверсии зависимостей (DIP)

Давайте поговорим о том, как в погоне за архитектурной красотой не превратить свой код в запутанный клубок зависимостей. DIP – это последний принцип в нашем списке SOLID, но точно не последний по важности.

Представьте себе такую ситуацию: у вас есть высокоуровневый модуль (например, контроллер REST API) и низкоуровневый модуль (скажем, сервис для работы с базой данных). И вот что обычно пишут начинающие разработчики:

class UserController {
	private final PostgresUserRepository repository = new PostgresUserRepository();
    
	public User getUser(Long id) {
    	return repository.findById(id);
	}
}

Что не так с этим кодом? О, много всего! Контроллер жестко привязан к конкретной реализации репозитория. Хотите поменять PostgreSQL на MongoDB? Придется переписывать контроллер. Хотите написать тесты? Удачи с мокированием конкретного класса!

DIP и Dependency Injection

Вот как это должно выглядеть:

interface UserRepository {
	User findById(Long id);
}

class PostgresUserRepository implements UserRepository {
	public User findById(Long id) {
    	// Реализация для PostgreSQL
	}
}

class MongoUserRepository implements UserRepository {
	public User findById(Long id) {
    	// Реализация для MongoDB
	}
}

class UserController {
	private final UserRepository repository;
    
	// Зависимость внедряется извне
	public UserController(UserRepository repository) {
    	this.repository = repository;
	}
    
	public User getUser(Long id) {
    	return repository.findById(id);
	}
}

Теперь высокоуровневый модуль (контроллер) зависит от абстракции (интерфейса), а не от конкретной реализации. Как говорил мой бывший архитектор: «Зависимости должны быть как хороший брак – основаны на абстракциях, а не на конкретике» (правда, после третьего развода его метафоры стали менее оптимистичными).

И да, Spring (или ваш любимый DI-фреймворк) сделает всю грязную работу по внедрению зависимостей за вас. Просто не забывайте помечать ваши классы правильными аннотациями и наслаждайтесь магией инверсии зависимостей.

P.S. Если кто-то скажет вам, что DIP усложняет код – покажите им, сколько времени уходит на переписывание жестко связанных модулей при смене технологии или написании тестов. Поверьте, оно того стоит.

Связь SOLID с чистой архитектурой

Если принципы SOLID – это ваши надёжные инструменты, то чистая архитектура – это чертёж, по которому вы строите целое здание. И поверьте моему опыту, когда эти двое начинают работать вместе – это как джаз, только в программировании.

Чистая архитектура, которую также предложил наш старый знакомый Дядя Боб, состоит из концентрических кругов, где каждый внутренний круг ничего не знает о внешних. Представьте себе луковицу, только без слёз при разработке (ну, почти).

Вот как это выглядит в разрезе:

Entities (самый внутренний слой)
↑
Use Cases / Business Rules
↑
Interface Adapters (Controllers, Presenters, Gateways)
↑
Frameworks & Drivers (самый внешний слой)

Как же тут замешаны принципы SOLID?

  1. Single Responsibility:
  • Каждый слой отвечает за свою область
  • Бизнес-логика не знает о базе данных
  • Сущности не знают о веб-фреймворке
  1. Open-Closed
// Внутренний слой
interface UserRepository {
	User findById(Long id);
}

// Внешний слой
class PostgresUserRepository implements UserRepository {
	// реализация для PostgreSQL
}
  1. Liskov Substitution:
  • Любая реализация репозитория может быть использована в бизнес-логике
  • Все слои взаимодействуют через интерфейсы
  1. Interface Segregation:
// Разделяем интерфейсы по слоям
interface UserCreator {
	User create(UserDTO dto);
}

interface UserFinder {
	User findById(Long id);
}
  1. Dependency Inversion:

В результате получаем архитектуру, где:

  • Зависимости направлены внутрь
  • Внешние слои могут быть заменены без изменения внутренних
  • Бизнес-логика защищена от изменений инфраструктуры
  • Тестирование становится проще (можно заменить любой слой мок-объектом)

Как сказал мне однажды один умудрённый опытом архитектор: «Чистая архитектура без SOLID – как корабль без компаса: вроде и плывёт, но непонятно куда». И знаете что? За десять лет работы я ни разу не видел успешного проекта, который бы игнорировал эти принципы в долгосрочной перспективе.

Распространенные ошибки при использовании SOLID

Знаете, что общего между принципами SOLID и правилами дорожного движения? Все о них слышали, но не все правильно соблюдают. За годы работы техническим консультантом я насмотрелся на такое количество «креативных интерпретаций» SOLID, что хватило бы на отдельную книгу. Давайте разберем самые сочные ошибки:

  1. Single Responsibility:
class UserManager {
	// "Это же всё про пользователя, значит, одна ответственность!"
	void createUser() { ... }
	void sendEmail() { ... }
	void generateReport() { ... }
	void validatePassword() { ... }
	void updateDatabase() { ... }
}

Спойлер: нет, это не одна ответственность. Это как пытаться быть одновременно поваром, официантом и посудомойкой.

  1. Open-Closed:
class PaymentProcessor {
	void processPayment(String type) {
    	if (type.equals("VISA")) { ... }
    	else if (type.equals("MASTERCARD")) { ... }
    	// Каждый новый способ оплаты = новый if
	}
}

Каждый раз, когда вы добавляете новый if, где-то умирает один принцип открытости/закрытости.

  1. Liskov Substitution:
class Square extends Rectangle {
	@Override
	void setWidth(int width) {
    	super.setWidth(width);
    	super.setHeight(width); // Сюрприз!
	}
}

Классический пример того, как математическая логика не всегда работает в ООП.

  1. Interface Segregation:
interface Worker {
	void work();
	void eat();
	void sleep();
	void takeVacation();
	void getPaid();
	void attendMeeting();
	// Продолжайте список...
}

Когда ваш интерфейс напоминает должностную инструкцию менеджера среднего звена – что-то пошло не так.

  1. Dependency Inversion:
class OrderService {
	private final MySQLDatabase database = new MySQLDatabase();
	// "А зачем нам абстракции? У нас всегда будет MySQL!"
}
  1. Спойлер №2: ничто не вечно, особенно технологический стек.

Как избежать этих ошибок:

  1. Задавайте себе вопрос: «Если это изменится, какие ещё части кода придётся менять?»
  2. Используйте паттерны проектирования – они уже учитывают SOLID
  3. Пишите тесты – они быстро покажут проблемы с архитектурой
  4. Проводите код-ревью с фокусом на архитектурные принципы

Как сказал мне один коллега: «SOLID – это как правила гигиены в программировании. Можно их не соблюдать, но потом не удивляйтесь появлению багов-паразитов в своём коде».

Применимость SOLID вне ООП

А теперь давайте поговорим о том, о чем редко упоминают в учебниках – как применять SOLID за пределами объектно-ориентированного программирования. В конце концов, мир не ограничивается Java и классами (хотя некоторые энтерпрайз-разработчики могут с этим поспорить).

Функциональное программирование

В функциональном программировании принципы SOLID приобретают новое звучание:

# Single Responsibility в функциональном стиле
def process_data(data: list) -> list:
	return (data
        	| clean_data()	# Одна функция - одна операция
        	| transform_data()
        	| validate_data())

# Вместо огромной функции, делающей всё сразу
def bad_process_data(data: list) -> list:
	# здесь 100 строк, делающих всё подряд
	return result


В Kotlin (который умеет и в ООП, и в функциональщину):

// Open-Closed через функции высшего порядка
fun processWithStrategy(data: List, strategy: (T) -> T): List {
	return data.map(strategy)
}

// Добавление новой стратегии без изменения существующего кода
val newStrategy = { x: Int -> x * 2 }
processWithStrategy(listOf(1, 2, 3), newStrategy)

Микросервисная архитектура

SOLID прекрасно масштабируется до уровня микросервисов:

  • Single Responsibility: каждый микросервис отвечает за конкретную бизнес-функцию
  • Open-Closed: новая функциональность = новый сервис
  • Interface Segregation: API сервисов разделены по функциональности
  • Dependency Inversion: сервисы общаются через абстрактные контракты (API)
# FastAPI пример
@app.get("/users/{user_id}")
async def get_user(user_id: int):
	# Каждый эндпоинт = одна ответственность
	return await user_service.get_user(user_id)

# Новая функциональность = новый эндпоинт
@app.get("/users/{user_id}/preferences")
async def get_preferences(user_id: int):
	return await preference_service.get_preferences(user_id)

Как сказал один мой коллега-функциональщик: «SOLID – это не про классы и объекты, это про здравый смысл в архитектуре. А здравый смысл работает в любой парадигме» (правда, это было после третьей чашки кофе на хакатоне, но суть верная).

И помните: принципы SOLID – это не догма, а инструмент. Используйте их там, где они действительно помогают сделать код лучше, независимо от языка программирования или архитектурного стиля.

Заключение

После стольких лет работы с разными командами я могу с уверенностью сказать: принципы SOLID – это не просто модное словечко для собеседований или очередная аббревиатура в мире IT. Это реально работающий инструмент, который может превратить ваш проект из спагетти-кода в хорошо структурированную систему.

Давайте подведём итоги:

  • Single Responsibility учит нас не создавать классы-комбайны
  • Open-Closed помогает расширять функциональность без правки существующего кода
  • Liskov Substitution гарантирует, что наследники не устроят сюрприз во время работы программы
  • Interface Segregation избавляет от «божественных интерфейсов»
  • Dependency Inversion делает код гибким и тестируемым

Но самое главное – эти принципы работают вместе, создавая прочный фундамент для вашей архитектуры. Как сказал один мой коллега: «SOLID – это как качественный инструмент: дороговато на старте, но окупается при первом же серьезном проекте».

И помните: лучше потратить немного больше времени на правильное проектирование сейчас, чем месяцами разгребать технический долг потом. Поверьте моему опыту – будущий вы скажет спасибо за следование этим принципам.

Если вас заинтересовала тема архитектуры программного обеспечения и вы хотите углубить свои знания, возможно, пришло время задуматься о более структурированном обучении. На сегодняшний день существует множество курсов по архитектуре ПО, где принципы SOLID рассматриваются в контексте реальных проектов. Кстати, неплохую подборку актуальных курсов по этому направлению можно найти на KursHub. Главное помните: какой бы путь обучения вы ни выбрали, практика и применение знаний в реальных проектах – это ключ к успеху.

P.S. А если кто-то скажет вам, что SOLID устарел или не нужен – покажите им проект, где эти принципы игнорировались последние пару лет. Обычно этого достаточно для прекращения споров.

Дата: 11 января 2025
Читайте также
Блог
18 ноября 2024
Эффективные модели монетизации мобильных приложений

В поиске идеальной модели монетизации для вашего приложения? В статье представлены рабочие стратегии, которые уже доказали свою эффективность в индустрии.

Блог
2 декабря 2024
Что такое SEO-верстка и как она влияет на продвижение сайта?

Грамотная SEO-верстка — это не только код, но и стратегия повышения видимости сайта в поиске. Узнайте, как она улучшает ранжирование и UX.

Блог
13 декабря 2024
Интеграционное тестирование: что это и зачем нужно

Что такое интеграционное тестирование? Это способ проверить, как разные модули системы работают вместе. Рассмотрим основные подходы, методы и примеры из практики.

Блог
31 декабря 2024
Фронтенд-разработчик и UI/UX-дизайнер: два ключевых элемента успеха

Чем отличается фронтенд-разработчик от UI/UX-дизайнера? Разбираем их задачи, инструменты и способы эффективного взаимодействия для создания удобных интерфейсов.

Блог
22 ноября 2024
Почему хороший UX/UI-дизайн – это ключ к сердцу пользователя

Что заставляет пользователей возвращаться к приложению снова и снова? UX/UI-дизайн объединяет удобство и эстетику, создавая незабываемый опыт.

Блог
27 ноября 2024
Python vs. C++: как сделать правильный выбор?

Python и C++ – два ведущих языка программирования с разными подходами и областями применения. В статье разбираем ключевые различия, плюсы и минусы, чтобы помочь вам определиться с выбором.

Блог
8 ноября 2024
Выбор языка для анализа данных: что подойдет именно вам?

Анализ данных требует выбора подходящего языка программирования. В статье разбираются особенности Python, R и других языков, помогающих добиться нужного результата.

Блог
20 ноября 2024
Flask vs. Django: как выбрать подходящий фреймворк?

Flask и Django – два популярных веб-фреймворка на Python, каждый из которых подходит для разных задач. В статье разбираем их плюсы, минусы и применимость в зависимости от проекта

Блог
19 января 2025
Нейросети в анимации: от идей до готовых кадров

Искусственный интеллект в анимации – это не просто автоматизация, а новые возможности. Как AI помогает создавать реалистичные движения и уникальный дизайн? Читайте далее!

Категории курсов
Отзывы о школах