Все курсы
Акции и промокоды Отзывы о школах

Антипаттерны в разработке: что с ними делать?

Знаете, что общего между технологическим долгом и обычным кредитом? В какой-то момент по ним приходится платить, и обычно с процентами. А теперь представьте, что вы не просто взяли кредит, а умудрились найти самую токсичную схему кредитования, да еще и подписали договор не глядя. Примерно так работают антипаттерны в программировании — это те самые «токсичные кредиты» в мире разработки, которые мы берем сегодня, чтобы расплачиваться годами.

Антипаттерны в разработке

За свои 15+ лет в индустрии я повидал немало проектов, где антипаттерны превратились в «фирменный стиль» разработки. И знаете что? Каждый раз это начиналось с простого «да ладно, это же временное решение» или «давайте сделаем быстро, потом поправим». Спойлер: временное становится постоянным, а «потом» никогда не наступает.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом работы с антипаттернами — этими грабля… простите, паттернами проектирования, которые почему-то работают наоборот. Мы разберем самые «популярные» антипаттерны, посмотрим, почему они появляются, и главное — как с ними бороться, не превращая свою жизнь в бесконечный рефакторинг.

Как бы вам сказал любой юрист: предупрежден — значит вооружен. Так что устраивайтесь поудобнее, будет интересно.

Что такое антипаттерны?

Помните старую шутку про то, как правильно делать барбекю? «Берем мангал, разжигаем, а дальше действуем строго по инструкции с огнетушителя». Так вот, антипаттерны в программировании — это примерно такая же «инструкция наоборот», только вместо подгоревших сосисок вы получаете подгоревший проект.

Если серьезно (хотя куда уж серьезнее), то антипаттерн — это распространенный подход к решению часто встречающихся проблем, который может нанести больше вреда, чем пользы. Звучит как описание моего первого брака… кхм, простите, увлекся. Важно понимать, что антипаттерн — это не просто «плохой код» или «неудачное решение». Это именно распространенный подход, который раз за разом возникает в разных проектах, как прилипчивая мелодия из тик-тока в голове.

И знаете, что самое интересное? Никто не использует антипаттерны специально (ну, кроме особо изощренных социопатов). Как говорил мой старый друг-архитектор ПО: «Все плохие решения когда-то были хорошими, просто им не повезло с контекстом». И он прав — большинство антипаттернов появляются из вполне разумных соображений:

  • «Надо было сделать еще вчера» (классика жанра)
  • «У нас же это временно» (спойлер: нет)
  • «Так проще/быстрее/понятнее» (нарратор: это не было ни проще, ни быстрее, ни понятнее)
  • «Все так делают» (привет, лемминги!)

Но почему же тогда важно знать про антипаттерны? Тут есть одна старая английская пословица: «Лучше дьявол, которого знаешь, чем тот, которого не знаешь». В случае с антипаттернами это работает на все сто — зная их, вы хотя бы понимаете, во что ввязываетесь. Это как с юридическими рисками — лучше знать о них заранее, чем узнавать в суде (поверьте моему опыту).

К тому же, как говорил товарищ Фрейд (который, кстати, тоже был неплохим архитектором… человеческих душ): «Признание проблемы — это половина успеха в ее разрешении». Диагностировав антипаттерн, вы уже на полпути к его исправлению. Хотя, справедливости ради, иногда антипаттерн — это единственный доступный инструмент. Как говорится, даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.

И помните главное: в мире разработки нет абсолютного зла. Антипаттерны — это не преступление против человечности (хотя некоторые мои коллеги могли бы поспорить), это просто инструменты, которыми нужно уметь пользоваться. Или не пользоваться. Или знать, когда перестать ими пользоваться. В общем, со всем этим мы и будем разбираться дальше.

Обзор распространенных антипаттернов

Программирование

Дамы и господа, добро пожаловать в наш парк архитектурных ужасов! Сегодня в программе — самые «любимые» антипаттерны программирования, от которых у опытных разработчиков начинается нервный тик, а джуниоры получают преждевременную седину.

Copy-Paste Development (Он же «Ctrl+C-Ctrl+V Driven Development»)

О, это классика жанра! Представьте себе: вы нашли на Stack Overflow идеальное решение вашей проблемы. Копируете, вставляете… и вуаля! — оно даже работает. Магия! Только вот через полгода в вашем проекте обнаруживается 15 почти идентичных кусков кода, которые отличаются одной переменной. И конечно же, баг нужно исправить во всех местах сразу. Весело, правда?

# Найдено на Stack Overflow, работает - не трогай!
def process_data_v1(data):
	# 200 строк копипасты
	return result

# Через месяц в другом файле
def process_data_v2(data):
	# Те же 200 строк, но с одним измененным параметром
	return result

Magic Numbers (или «Магические числа для чайников»)

if user_age > 18:  # А почему 18? А в других странах? А через 100 лет?
	allow_access()

Это как магия вуду, только вместо кукол у нас числа, разбросанные по коду без всяких объяснений. «Почему тут 42?» — спросите вы. «О, это важная константа!» — ответит автор кода, который, конечно же, уже уволился. Классика!

Золотой молоток (или «Когда у тебя есть NodeJS, все выглядит как асинхронная задача»)

Знаете этот тип разработчиков? Они выучили какую-то одну технологию и теперь пытаются решить ею все проблемы. Видел проект, где фронтендер настолько любил React, что написал на нем бэкенд. Да, такое бывает. Нет, это не шутка.

// Когда очень хочется использовать промисы
const addTwoNumbers = (a, b) => {
	return new Promise((resolve) => {
    	setTimeout(() => {
        	resolve(a + b);
    	}, 0);
	});
}

Преждевременная оптимизация (или «Я сделаю это быстрым, даже если оно убьет меня»)

# Оптимизируем простое сложение, потому что... ну а вдруг?
def add_numbers(a, b):
	result = 0
	for _ in range(b):
    	result += a
	return result

Это как купить Ferrari для поездок в соседний магазин. Да, быстро. Да, круто. Но, может быть, велосипед был бы практичнее?

Как с этим бороться?

  • Code Review — ваш лучший друг. Хотя иногда и злейший враг, особенно когда ревьювер находит все ваши «временные решения».
  • Автоматизация — настройте линтеры, которые будут ловить самые очевидные антипаттерны. Пусть машины делают грязную работу!
  • Документация — да, все её ненавидят писать, но когда вы через полгода вернетесь к своему коду, вы будете благодарны себе за каждый комментарий.
  • Принцип DRY (Don’t Repeat Yourself) — если вы копируете код больше одного раза, остановитесь и подумайте. Желательно дольше, чем 30 секунд.

И помните: никто не застрахован от использования антипаттернов. Даже я иногда грешу копипастой (только тсс, никому не говорите). Главное — уметь вовремя остановиться и спросить себя: «А точно ли это лучшее решение? Или я просто ленюсь сделать правильно?»

Практические стратегии борьбы с антипаттернами

Знаете, что объединяет опытного разработчика и опытного врача? Правильно — они не только умеют диагностировать проблемы, но и знают, как их лечить. Давайте разберем «рецепты» для каждого из наших «пациентов».

Copy-Paste Development: Лечим «копипастит»

Вместо бездумного копирования кода, используйте:

# Было:
def process_user_data_for_admin():
    # 100 строк скопированного кода
    pass

def process_user_data_for_manager():
    # Те же 100 строк с минимальными изменениями
    pass

# Стало:
def process_user_data(user_role, custom_logic=None):
    """
    Обобщенная функция обработки данных с возможностью кастомизации
    """
    base_result = process_base_logic()
    if custom_logic:
        return custom_logic(base_result)
    return base_result

Ключевые принципы:

  • Создавайте абстракции и обобщения
  • Используйте параметризацию вместо дублирования
  • Применяйте паттерн «Стратегия» для вариативного поведения

Magic Numbers: Превращаем магию в науку

// Было:
if (user.age >= 18 && user.score > 750) {
    approveApplication();
}

// Стало:
const MIN_ADULT_AGE = 18;
const MIN_CREDIT_SCORE = 750;

class ApplicationRules {
    static get MIN_ADULT_AGE() { return MIN_ADULT_AGE; }
    static get MIN_CREDIT_SCORE() { return MIN_CREDIT_SCORE; }
    
    static isEligible(user) {
        return user.age >= this.MIN_ADULT_AGE && 
               user.score > this.MIN_CREDIT_SCORE;
    }
}

Рецепт успеха:

  • Выносите константы в отдельный конфиг
  • Давайте осмысленные имена
  • Группируйте связанные константы в enum’ы или классы

Золотой молоток: Учимся технологической гибкости

// Было:
// Всё решаем через асинхронность, потому что "так модно"
async function add(a: number, b: number): Promise {
    return new Promise(resolve => resolve(a + b));
}

// Стало:
// Используем правильный инструмент для задачи
function add(a: number, b: number): number {
    return a + b;
}

async function fetchAndProcess(url: string): Promise {
    // Здесь асинхронность действительно нужна
    const data = await fetch(url);
    return processData(data);
}

Правила выбора инструментов:

  • Оценивайте реальные требования задачи
  • Не усложняйте простые операции
  • Используйте асинхронность только там, где она действительно нужна

Преждевременная оптимизация: Учимся правильно распределять усилия

# Было:
def calculate_sum(numbers):
    # Преждевременная оптимизация с кучей проверок
    if not numbers:
        return 0
    if len(numbers) == 1:
        return numbers[0]
    return sum(num for num in numbers if isinstance(num, (int, float)))

# Стало:
def calculate_sum(numbers):
    return sum(numbers, 0)  # Простое и понятное решение

# Оптимизируем только когда есть реальная необходимость:
def calculate_sum_optimized(numbers, chunk_size=1000):
    """
    Оптимизированная версия для больших наборов данных
    """
    if len(numbers) < chunk_size:
        return sum(numbers, 0)
    
    return sum(process_chunk(chunk) 
              for chunk in chunks(numbers, chunk_size))

Золотые правила оптимизации:

  • Измеряйте перед оптимизацией
  • Оптимизируйте только узкие места
  • Храните простую версию кода как референс

И помните главное: лечение антипаттернов — это не разовая акция, а постоянный процесс. Как говорил мой бывший тимлид: «Код как зубы — чистить нужно регулярно, иначе придется все удалять и ставить импланты». А импланты, как мы знаем, штука дорогая…

В следующем разделе мы посмотрим на антипаттерны более высокого уровня — архитектурные. Спойлер: там будет еще веселее!

Проектирование архитектуры

А теперь давайте поговорим о настоящих архитектурных «шедеврах» — тех антипаттернах, от которых седеют уже не только разработчики, но и их менеджеры (а иногда даже их юристы, уж поверьте моему опыту).

Инверсия абстракции (или «Как перевернуть пирамиду вверх дном»)

Представьте, что вы строите дом, начиная с крыши. Звучит абсурдно? А вот в программировании такое встречается сплошь и рядом! Например:

// UI хочет показать количество пользователей
async function getUserCount() {
	// Получаем ВЕСЬ список пользователей
	const allUsers = await database.getAllUsers();
	// И считаем их количество в памяти
	return allUsers.length;
}

Вместо простого SELECT COUNT(*) FROM users мы загружаем всю базу в память, чтобы посчитать количество записей. Гениально! Особенно когда у вас миллион пользователей.

Большой ком грязи (или «Спагетти-код MAX PRO»)

О, это мой любимый! Представьте себе код, который рос как грибы после дождя — органично, хаотично и во все стороны сразу. Компоненты связаны между собой как в любовном романе — все со всеми, и непонятно, кто кому и что должен.

Причины появления такого «великолепия»:

  • «У нас дедлайн через неделю!»
  • «Потом отрефакторим» (спойлер: никогда)
  • «Я просто добавлю еще одну маленькую фичу…»
  • «А давайте быстренько захардкодим это здесь…»

Vendor Lock-in (или «Как попасть в технологическое рабство»)

# Используем супер-пупер проприетарную базу данных
from amazing_vendor_db import *

class UserRepository:
	def save_user(self, user):
    	# Код, который работает ТОЛЬКО с этой БД
    	amazing_vendor_specific_save(user)

А потом вендор поднимает цены в 10 раз, и вы понимаете, что переписать всё на PostgreSQL будет стоить как запуск малого спутника на орбиту.

Cover Your Assets (или «Искусство не принимать решения»)

# Может быть MongoDB... или PostgreSQL... или CSV-файл...
class DataStorage:
	def __init__(self, storage_type=None):
    	if storage_type == "mongo":
        	self.storage = MongoStorage()
    	elif storage_type == "postgres":
        	self.storage = PostgresStorage()
    	elif storage_type == "csv":
        	self.storage = CSVStorage()
    	else:
        	# А может быть, добавим еще 10 вариантов?
        	raise NotImplementedError("Мы все еще думаем...")

Когда вы так боитесь принять неправильное решение, что не принимаете никакого. Как говорил мой преподаватель по архитектуре: «Лучше принять плохое решение сегодня, чем идеальное — через год, когда проект уже закроют».

Как с этим бороться?

  1. Изоляция проблемных мест
    • Оберните все взаимодействия с вендором в отдельный слой
    • Создайте четкие границы между компонентами
    • Используйте абстракции (правильно, в отличие от первого примера!)
  2. Принимайте решения вовремя
    • Не откладывайте архитектурные решения «на потом»
    • Документируйте причины принятия решений (future you скажет спасибо)
    • Помните: идеальных решений не бывает
  3. Регулярный рефакторинг
    • Выделяйте время на технический долг
    • Начинайте с малого
    • Пишите тесты (да, это важно!)

И помните главное правило архитектора: «Хорошая архитектура позволяет откладывать принятие важных решений… но не навсегда!»

В следующем разделе мы поговорим о том, как все эти архитектурные «радости» влияют на жизнь проекта и команды. Спойлер: никто не останется равнодушным!

Последствия использования антипаттернов

Знаете, что общего между антипаттернами и черной дырой? Оба имеют тенденцию затягивать всё вокруг себя в воронку проблем, из которой сложно выбраться. Давайте разберем, какие «подарки» приносят антипаттерны в нашу жизнь.

Технический долг на стероидах

Помните, я в начале статьи сравнивал технический долг с кредитом? Так вот, антипаттерны — это как кредит у местного ростовщика под 300% годовых. Сначала кажется, что «это же всего лишь одна быстрая фича», а через полгода вы тратите 80% времени на поддержку существующего кода вместо разработки нового.

// День 1: "Временное" решение
if (user.role === 'admin') {
	// 20 строк специфичной логики
}

// День 90: "Временное" решение разрослось
if (user.role === 'admin' || user.role === 'super_admin' ||
	(user.department === 'IT' && user.level > 5) ||
	(user.specialAccess && checkSpecialConditions(user))) {
	// Уже 200 строк специфичной логики
	// И никто не помнит, почему именно так
}

Эффект домино в производительности

Один антипаттерн имеет привычку притягивать другие. Это как с чипсами — невозможно съесть только одну. Например:

  1. Сначала у вас появляется Vendor Lock-in
  2. Потом вы начинаете писать обходные пути для ограничений вендора
  3. Это приводит к дублированию кода
  4. А это, в свою очередь, к проблемам с поддержкой
  5. И вот вы уже смотрите вакансии на LinkedIn…

Финансовые последствия

О, это моя любимая часть (привет, мой опыт работы с юридическими аспектами IT)! Вот примерная раскладка:

  • Увеличение времени разработки новых фич (× 2-3)
  • Рост затрат на поддержку существующего кода (× 5)
  • Повышенные расходы на инфраструктуру из-за неоптимальных решений
  • Потери от простоев системы
  • Затраты на переписывание системы, когда всё совсем плохо

И это я еще не упоминаю косвенные расходы, такие как:

  • Потеря ключевых разработчиков (никто не любит работать с legacy-кодом)
  • Сложности с наймом новых специалистов
  • Репутационные риски при проблемах с производительностью

Психологические последствия

Да-да, антипаттерны влияют не только на код, но и на психическое здоровье команды:

  • Синдром «это не мой код» (когда никто не хочет брать ответственность)
  • Демотивация команды («зачем писать хороший код, если всё равно всё плохо»)
  • Профессиональное выгорание (постоянная борьба с legacy-кодом истощает)

Как определить, что у вас проблемы?

Вот несколько верных признаков:

  • Каждое изменение в коде вызывает панический страх
  • Новые разработчики входят в проект месяцами
  • В команде есть «священные коровы» — участки кода, которые никто не трогает, потому что «оно как-то работает»
  • Фраза «давайте всё перепишем» звучит на каждой второй встрече

И знаете что самое интересное? Всё это можно было предотвратить на ранних этапах. Но об этом мы поговорим в следующем разделе.

P.S. Если вы узнали свой проект в этом описании — не паникуйте. Я видел и похуже. Главное — начать исправлять ситуацию прямо сейчас.

Как избежать антипаттернов?

Знаете, что говорят про предотвращение пожаров? Правильно — оно дешевле, чем тушение. То же самое касается и антипаттернов. Давайте разберем стратегию «противопожарной безопасности» для вашего кода.

Профилактика на уровне команды

  • Культура code review
# Было:
def process_data(data):
	# Копипаста из Stack Overflow
	return magic_result

# Стало после code review:
def process_data(data, validator=None):
	"""
	@param data: входные данные
	@param validator: опциональный валидатор
	@return: обработанные данные
	@raises: ValidationError если данные некорректны
	"""
	if validator:
    	validator.validate(data)
	return process_business_logic(data)

Помните: хороший code review — это не охота на ведьм, а парное программирование в асинхронном режиме.

Образование и обмен знаниями

  • Регулярные технические митапы внутри команды
  • Система менторства (и да, джуниоры тоже могут научить сениоров чему-то новому)
  • Ведение технической документации (я знаю, все её ненавидят, но она реально помогает)

Правильные инструменты

// ESLint вам такого не простит
const a = 42; // magic number
const ADULT_AGE_THRESHOLD = 18; // вот так лучше!
  • Линтеры и статические анализаторы кода
  • Автоматизированные тесты (как минимум модульные)
  • CI/CD пайплайны с проверками качества

Стратегическое планирование

  1. Архитектурные ревью
    • Регулярный аудит архитектурных решений
    • Документирование архитектурных решений (ADR — Architecture Decision Records)
    • Планирование рефакторинга
  2. Управление техническим долгом
# TODO: Рефакторинг до 2025 года
# FIXME: Критический баг, пофиксить до релиза
# HACK: Временное решение для обхода проблемы с вендором

Только не забудьте создать тикеты в джире, а то эти комментарии так и останутся в коде до пенсии.

Практические советы

  1. Принцип «бойскаута»
    • Оставляйте код чище, чем он был до вас
    • Маленькие улучшения каждый день дают большой результат
  2. Документируйте «почему», а не «что»
# Плохо:
# Устанавливаем timeout 5 секунд
timeout = 5

# Хорошо:
# Timeout 5 секунд выбран на основе метрик
# производительности базы данных под нагрузкой
OPTIMAL_DB_TIMEOUT = 5
  1. Мониторинг и метрики
  • Следите за производительностью
  • Отслеживайте технические метрики
  • Реагируйте на тренды, а не на инциденты

И самое главное…

Помните: идеальный код существует только в презентациях на конференциях. В реальной жизни важно найти баланс между качеством и скоростью разработки. Иногда контролируемое использование антипаттерна может быть лучшим решением, чем бесконечное стремление к идеалу.

P.S. А если кто-то из менеджеров скажет вам «у нас нет времени на рефакторинг» — покажите им эту статью. Или счет за переписывание системы с нуля, когда всё совсем развалится.

Инструменты и ресурсы для борьбы с антипаттернами

А теперь давайте поговорим о нашем арсенале для борьбы с антипаттернами. Как говорил один мой знакомый пентестер: «Любую проблему можно решить, если у тебя есть правильный набор инструментов… и доступ к продакшену» (последнее, разумеется, шутка).

Инструменты статического анализа

  • SonarQube
# sonar-project.properties
sonar.projectKey=my_project
sonar.sources=.
sonar.exclusions=**/*test*/**
sonar.coverage.exclusions=**/*test*/**

Как детектор дыма для вашего кода — предупреждает о проблемах до того, как всё сгорит.

  • ESLint/TSLint для JavaScript/TypeScript
{
  "rules": {
	"no-magic-numbers": "error",
	"complexity": ["error", { "max": 10 }],
	"max-depth": ["error", { "max": 3 }]
  }
}

Ваш персональный код-стилист, который не даст вам выйти в «свет» с растрепанным кодом.

  • PMD/SpotBugs для Java Находят проблемы быстрее, чем ваш менеджер находит новые требования к проекту.

Инструменты архитектурного анализа

  • Structure101/JArchitect
    • Визуализация зависимостей
    • Метрики сложности
    • Поиск циклических зависимостей
  • Лучшие практики документирования
# Architecture Decision Record (ADR)

## Статус
Принято

## Контекст
Нам нужно выбрать способ хранения данных

## Решение
Используем PostgreSQL, потому что:
- Опыт команды
- Поддержка JSON
- Бесплатность

## Последствия
- Нужно будет научить команду оптимизации запросов
- Возможны проблемы с горизонтальным масштабированием

Кстати, если вы всерьёз задумываетесь о том, чтобы прокачать свои навыки в архитектуре ПО и научиться избегать антипаттернов на практике, советую заглянуть в подборку курсов по архитектуре ПО на KursHub. Там собраны различные программы обучения — от базового уровня до продвинутого, что поможет вам выбрать именно то, что соответствует вашему текущему уровню и целям. В отличие от отдельных книг и статей, структурированные курсы дают более системный подход к обучению и часто включают практические задания, которые помогают закрепить теорию на реальных примерах.

Инструменты для рефакторинга

  1. IDE с поддержкой рефакторинга
    • IntelliJ IDEA
    • Visual Studio Code
    • Eclipse
# Было:
class User:
	def get_full_name(self):
    	return self.first_name + " " + self.last_name

# После рефакторинга (IDE сделает это за вас):
@property
def full_name(self):
	return f"{self.first_name} {self.last_name}"

Метрики и мониторинг

  1. Prometheus + Grafana
    • Отслеживание производительности
    • Алерты на аномалии
    • Красивые дашборды для менеджмента
  2. Инструменты профилирования
    • YourKit
    • JProfiler
    • py-spy

И помните: инструменты — это всего лишь инструменты. Даже самая дорогая отвертка не сделает из вас хорошего мастера. Но она может помочь не закручивать шурупы молотком.

P.S. Если какой-то инструмент кажется вам сложным — это нормально. Главное — начать с малого и постепенно наращивать свой арсенал. Как говорил мой старый учитель по программированию: «Сначала научись пользоваться консолью, а потом уже устанавливай Kubernetes».

Дата: 10 января 2025
Читайте также
Блог
10 января 2025
UML: универсальный инструмент для разработчиков и бизнеса

UML (Unified Modeling Language) — это универсальный язык, который упрощает проектирование систем и улучшает коммуникацию между разработчиками, аналитиками и бизнесом.

Блог
26 ноября 2024
Spring Framework: инструмент для разработчиков на Java

Spring Framework — это универсальный помощник для Java-разработчиков. В статье мы расскажем о его ключевых модулях, применении и преимуществах для создания масштабируемых приложений.

Блог
27 января 2025
Как использовать аналитику Ozon для максимальных продаж

Аналитика на Ozon — ваш ключ к успеху. Разберем метрики, инструменты и советы, которые помогут увеличить прибыль и обойти конкурентов.

Блог
19 января 2025
Нейросети в анимации: от идей до готовых кадров

Искусственный интеллект в анимации – это не просто автоматизация, а новые возможности. Как AI помогает создавать реалистичные движения и уникальный дизайн? Читайте далее!

Блог
22 января 2025
Среднее образование: выбор между школой и колледжем

Какие перспективы открывает среднее образование? Разбираемся в различиях между общим и профессиональным обучением и помогаем выбрать лучшее для будущего.

Блог
24 ноября 2024
Тестирование в Agile: как обеспечить качество на всех этапах

Как тестировщики помогают Agile-командам создавать качественные продукты? Узнайте о ключевых ролях, типах тестирования и инструментах для достижения успеха.

Блог
28 января 2025
Интеграция мобильных приложений с облаком: что вы получаете?

Как облачные технологии делают мобильные приложения более эффективными? Разбираем, почему эта интеграция важна для бизнеса и какие преимущества она дает.

Блог
26 января 2025
Базы данных: ключ к управлению информацией

Задумывались, что такое база данных и почему она так важна? Мы расскажем, как работают СУБД и чем они полезны для бизнеса и технологий.

Блог
14 ноября 2024
Создаем браузерные игры на PHP: шаг за шагом

Мечтаете создать игру на PHP? Мы расскажем, как использовать PHP для серверной логики, работы с базой данных и взаимодействия с клиентской частью, чтобы реализовать свою первую браузерную игру.

Категории курсов
Отзывы о школах