Почему весь мир до сих пор «копирует» Дитера Рамса
Знаете, что общего между вашим iPhone, кофемашиной Braun и системой хранения IKEA? За всеми этими, казалось бы, разными продуктами стоит философия одного человека — Дитера Рамса, немецкого промышленного дизайнера, чьи принципы хорошего дизайна вот уже более полувека определяют то, как выглядят окружающие нас вещи.

Его подход к design — это не просто набор правил для создания красивых продуктов, а целая философия, которая учит нас, что настоящая красота заключается в простоте и функциональности. И да, именно благодаря ему мы больше не видим в магазинах электроники деревянных монстров в стиле «бабушкин сервант» — и за это ему отдельное спасибо.
- Кто такой Дитер Рамс и почему его философия дизайна актуальна до сих пор?
- Краткая биография Дитера Рамса
- Как появились 10 принципов хорошего дизайна?
- Влияние Рамса на современный дизайн
- 10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса: подробный разбор с примерами
- Хороший дизайн — это инновации
- Хороший дизайн делает продукт полезным
- Хороший дизайн — это эстетика
- Хороший дизайн делает продукт понятным
- Хороший дизайн ненавязчив
- Хороший дизайн — это честность
- Хороший дизайн долговечен
- Хороший дизайн продуман до мелочей
- Хороший дизайн заботится об экологии
- Хороший дизайн — это минимум дизайна
- Как применять принципы Дитера Рамса в своем дизайне?
- Как адаптировать принципы для современных digital-продуктов?
- Должен ли дизайн быть всегда минималистичным?
- Основные ошибки при следовании принципам Рамса
- Дитер Рамс сегодня: продолжают ли его принципы работать?
- Современные бренды, которые следуют принципам Рамса
- Будущее минимализма в промышленном дизайне
- Заключение
- Рекомендуем посмотреть курсы по графическому дизайну
Кто такой Дитер Рамс и почему его философия дизайна актуальна до сих пор?
Представьте себе послевоенную Германию 1950-х: страна восстанавливается после разрухи, люди переезжают в маленькие городские квартиры, и тут появляется молодой дизайнер, который решает, что громоздкие радиоприемники размером с комод и телевизоры в деревянных шкафах — это как-то не очень (кажется, у каждого из нас была такая бабушка с подобным «техно-монстром» в гостиной).
Краткая биография Дитера Рамса
В 23 года — совсем еще зеленый юнец — Rams приходит в компанию Braun (да-да, ту самую, чьими бритвами мы пользуемся до сих пор) по рекомендации друга. И начинается магия: к 1961 году он дорастает до главы отдела дизайна, попутно успевая сотрудничать с мебельной компанией Vitsoe. Получается этакий дизайнерский супермен, который одной рукой проектирует радиоприемники, а другой — системы хранения, которые потом будет копировать весь мир (привет, IKEA!).
Как появились 10 принципов хорошего дизайна?
К 1980-м годам, насмотревшись на то, как design превращается в погоню за внешними эффектами (примерно как сейчас все помешались на градиентах и неоморфизме), Rams решает сформулировать свои принципы. Вместе с женой он даже создает фонд «Dieter and Ingeborg Rams Foundation» — этакий манифест хорошего вкуса в design.
Влияние Рамса на современный дизайн
А теперь самое интересное: возьмите любой продукт Apple (особенно времен Джони Айва) — видите эти чистые линии, минимализм, внимание к деталям? Это все Рамс. Джони Айв открыто признавался, что «списывал» у немецкого мастера. И не только Apple: от Muji до Samsung — все современные минималистичные design так или иначе отсылают нас к работам Rams. Хотя, конечно, некоторые понимают минимализм как «давайте уберем вообще все кнопки» (да-да, я смотрю на тебя, последний iPhone).
10 принципов хорошего дизайна Дитера Рамса: подробный разбор с примерами
Хороший дизайн — это инновации
Знаете, что общего между iPhone и старым виниловым проигрывателем Braun SK4? Оба в свое время перевернули представление о том, как должна выглядеть техника. В 1956 году (когда ваши бабушки и дедушки еще были молодыми) все проигрыватели выглядели как деревянные чемоданы — массивные, с наглухо закрытым корпусом. И тут Rams делает что-то совершенно безумное по тем временам: ставит прозрачную крышку из оргстекла.
«Подумаешь, крышка!» — скажете вы. Но это примерно как если бы сейчас кто-то выпустил смартфон с прозрачным корпусом, через который видно все внутренности (хотя постойте, Nothing Phone уже сделал что-то похожее — история повторяется!). SK4 получил прозвище «Гроб Белоснежки» — согласитесь, довольно иронично для устройства, которое изменило представление о том, как должна выглядеть аудиотехника.
Рамс понимал то, что многие дизайнеры не могут осознать до сих пор: инновации в design — это не просто «давайте сделаем это розовым» или «а давайте добавим еще одну камеру». Это решения, которые действительно меняют способ взаимодействия пользователя с продуктом. В случае с SK4 прозрачная крышка не только защищала винил от пыли, но и превращала сам процесс проигрывания музыки в визуальное удовольствие — можно было наблюдать, как крутится пластинка (примерно как сейчас мы залипаем на экраны своих смартфонов).

Диаграмма, на которой сравниваются три устройства — старая зажигалка, Braun T2 и современный смартфон — по количеству функций и уровню понятности.
И знаете что самое забавное? После выхода SK4 все конкуренты начали копировать идею с прозрачной крышкой. Прямо как сейчас все копируют design iPhone (извините, не удержался от этого сравнения). История design циклична, не правда ли?
Простой урок от Rams: инновации в дизайне — это не погоня за трендами, а создание решений, которые делают жизнь пользователя лучше. Даже если для этого придется придумать что-то настолько «безумное», как прозрачная крышка для проигрывателя.
Хороший дизайн делает продукт полезным
А теперь давайте поговорим о том, как Рамс троллил индустрию бытовой техники своим подходом к функциональности. В 1950-х, когда Германия активно восстанавливалась после войны, люди переезжали в новые, компактные квартиры. И тут выясняется забавный факт: вся существующая мебель и техника категорически отказывается вписываться в новые реалии.
Представьте себе типичный сервант того времени — этакого мебельного динозавра, который занимал половину гостиной и, по сути, выполнял роль пылесборника (у кого-то наверняка такой до сих пор стоит на даче). И тут Rams создает систему стеллажей «606» для Vitsoe — модульную конструкцию, которая:
- Может использоваться в любой комнате (спальня, кухня, кабинет — без разницы)
- Имеет открытые полки для того, что хочется показать
- Оснащена закрытыми ящиками для того, что лучше спрятать (привет, носки и нижнее белье!)
Самое интересное, что эту систему производят до сих пор, практически без изменений. А теперь посмотрите на любой современный модульный стеллаж IKEA — узнаете «дедушку»? (Кстати, интересно, платят ли шведы роялти духу Рамса за вдохновение?)
Или возьмем его подход к design бытовой техники. Помните старые зажигалки, где нужно было иметь три руки и степень по квантовой физике, чтобы понять, как они работают? Rams создает зажигалку T2 с одной (!) большой кнопкой. Просто нажал — и вуаля, есть огонь. Никаких инструкций на 40 страниц, никаких «нажмите три раза, поверните против часовой стрелки и помолитесь древним богам».
Мораль этой истории проста: полезность продукта не в количестве функций (привет, современные смартфоны с 50+ настройками камеры), а в том, насколько эффективно он решает основную задачу пользователя. Иногда одна большая кнопка лучше десяти маленьких — кажется, этот урок стоило бы выучить некоторым современным производителям.
Хороший дизайн — это эстетика
Знаете что самое забавное в истории design? До того как Rams взялся за радиоприемники Braun, они выглядели как реквизит из фильма про викторианскую эпоху — этакие деревянные коробки с кучей непонятных крутилок. Представьте себе Nordmende Stradella 1960 года — устройство, которое отлично справлялось с задачей проигрывания музыки, но выглядело так, будто его спроектировал любитель барокко под веселящим газом.
И тут появляется радиоприемник Braun T1000 (1963) — и происходит что-то невероятное. На немецкой радиовыставке он получает первое место не только за техническую часть, но и за эстетику. Почему? Потому что Рамс понимал простую вещь: эстетика — это не просто «давайте сделаем красиво», это способ заставить человека полюбить продукт.
Вот несколько забавных наблюдений от Rams об эстетике:
- Красивыми вещами пользуются чаще (серьезно, вы когда-нибудь задумывались, почему достаете красивую чашку чаще, чем обычную?)
- Эстетичный дизайн формирует вкус пользователя (это как с едой — начинаешь с фастфуда, а заканчиваешь высокой кухней)
- Красота должна быть функциональной (никаких золотых унитазов, простите за прямолинейность)
Самое интересное, что после выхода T1000 конкуренты начали копировать его design. Даже Nordmende, который раньше делал те самые «викторианские» радиоприемники, выпустил модель Corvette, подозрительно похожую на работы Rams. История повторяется и сейчас — достаточно посмотреть, сколько производителей копируют эстетику Apple (которая, в свою очередь, вдохновлена работами Рамса).
Кстати, забавный факт: когда Rams спросили, чем бы он занялся, если бы снова стал молодым дизайнером, он ответил, что искал бы новые пути добычи альтернативной энергии. И добавил: «Ветряки — это, конечно, хорошо, но они слишком портят пейзаж». Даже в 84 года человек думает об эстетике!
Хороший дизайн делает продукт понятным
Помните свой первый опыт с каким-нибудь гаджетом из 90-х? Эти бесконечные кнопки, загадочные символы и инструкции размером с «Войну и мир»? Так вот, Рамс боролся с этим кошмаром еще в 1950-х, и делал это весьма изящно.
Возьмем, например, зажигалки того времени (да, опять про зажигалки — они у Rams были особенно хороши). В 1950-х типичная зажигалка Ibelo выглядела как устройство для взлома сейфов — чтобы получить огонь, нужно было знать секретную комбинацию движений и, возможно, произнести пару заклинаний на латыни. И тут появляется зажигалка Braun T2 с одной (!) кнопкой. Просто. Одной. Кнопкой. Это как если бы среди современных смартфонов с их 300+ настройками камеры вдруг появился телефон с кнопкой «Сделать хорошее фото» (хотя постойте, это же и есть iPhone, не так ли?).
Или возьмем калькуляторы. В 1980-х Casio выпускал модель MG-880, которая умела… играть в игры. Серьезно, калькулятор с играми! Над каждой кнопкой было столько надписей, что казалось, будто читаешь китайскую газету. И тут появляется калькулятор Braun ET66 — чистый, понятный, без всяких встроенных тетрисов и прочих излишеств. Каждая кнопка делает ровно то, что должна делать калькуляторная кнопка.
Интересный факт: этот принцип понятности настолько хорошо работал, что теперь все калькуляторы в iOS, Android и Windows выглядят как наследники того самого ET66. Даже Casio в итоге сдался и начал делать нормальные калькуляторы без встроенных игр (хотя, честно говоря, иногда на скучных совещаниях калькулятор с тетрисом был бы очень кстати).
Мораль этой истории? Если пользователю нужно читать инструкцию, чтобы понять, как работает простой предмет — вы где-то серьезно накосячили с design. Или как говорил сам Rams (представьте это сказанным с немецким акцентом): «Дизайн должен говорить на понятном языке. Если нужен переводчик — это уже не дизайн, а головоломка».
Хороший дизайн ненавязчив
Помните свой первый телефон? Тот, с разноцветными кнопками, мигающими LED-индикаторами и встроенным фонариком, который почему-то всегда включался в кармане? Так вот, Rams бы от такого design, мягко говоря, не пришел в восторг. Он был категорически против того, чтобы продукт кричал о себе громче, чем ваша бабушка, заметившая, что вы похудели.
Возьмем, например, историю с карманными радиоприемниками конца 1950-х. General Electric выпускал модель 674, которая выглядела как рождественская елка из металла — все блестело, сверкало, контрастировало. И тут появляется Braun T3 — радиоприемник настолько сдержанный в design, что его можно было бы использовать в учебнике по минимализму (если бы такие существовали в то время).
Самое интересное, что T3 стал настолько культовым, что через 20+ лет именно он вдохновил некоего Стива Джобса на создание iPod. Да-да, тот самый «тысяча песен в твоем кармане» во многом обязан своим дизайном скромному немецкому радиоприемнику. Хотя, справедливости ради, у T3 хотя бы был регулятор громкости (извините, не удержался от шпильки в сторону современных iPhone).
Рамс считал, что продукт — это инструмент, а не произведение искусства для выставки. Это как с хорошим официантом в ресторане: он делает свою работу настолько незаметно и профессионально, что вы вспоминаете о его существовании, только когда нужно оставить чаевые.
Забавно, но этот принцип ненавязчивости настолько прижился, что теперь мы имеем целую армию клонированных минималистичных гаджетов. Иногда даже слишком минималистичных — попробуйте найти кнопку включения на некоторых современных устройствах без помощи YouTube-инструкции. Кажется, некоторые производители восприняли идею ненавязчивости design слишком буквально.
Хороший дизайн — это честность
Давайте поговорим о маркетинговых уловках и о том, как Rams на них смотрел (спойлер: примерно как системный администратор на пользователя, который пытается починить компьютер с помощью молотка).
В 1980-х калькуляторы переживали свой «звездный час». Casio, например, выпускал модель MG-880 — этакий швейцарский нож мира калькуляторов. Он не только считал, но и играл в игры, имел какие-то дополнительные режимы, о назначении которых, вероятно, не знали даже его создатели. Над каждой кнопкой красовалось столько надписей, что их можно было бы использовать как шпаргалку на экзамене по высшей математике.
И тут появляется калькулятор Braun ET66 — настолько честный в своем дизайне, что его можно было бы назвать «капитаном очевидность» мира калькуляторов. Никаких скрытых функций, никаких «нажмите Alt+Shift+F4, чтобы открыть секретное меню». Каждая кнопка делает ровно то, что на ней написано. Хотите сложить два числа? Нажмите «+». Революционно, не правда ли?
Самое забавное, что этот подход к честности в design оказался настолько успешным, что теперь все калькуляторы в наших смартфонах (да, даже в Android) выглядят как наследники того самого ET66. Хотя, признаюсь, иногда на особенно скучных совещаниях встроенный тетрис в калькуляторе не помешал бы…
Рамс считал, что дизайн не должен обещать того, чего не может выполнить. Это как с современными смартфонами, которые обещают «профессиональные фото» — хотя единственное, что в них действительно профессиональное, это маркетинг (извините, опять не удержался от колкости в сторону современных трендов).
Принцип честности в design можно сформулировать так: если ваш продукт нуждается в объяснении своих очевидных функций — вы что-то делаете не так. Или как сказал бы сам Rams (опять же, представьте немецкий акцент): «Честный дизайн — это когда пользователь понимает продукт быстрее, чем успевает прочитать инструкцию».
Хороший дизайн долговечен
В эпоху, когда люди меняют смартфоны чаще, чем зубные щетки (да, я смотрю на вас, фанаты ежегодных обновлений iPhone), давайте поговорим о том, как Рамс подходил к вопросу долговечности design. Спойлер: он бы точно не одобрил концепцию «запланированного устаревания».
Представьте послевоенную Германию 1950-х годов. Люди переезжают в маленькие городские квартиры, и им нужна новая мебель. Производители того времени выпускали функциональные, но, скажем так, не особо продуманные с точки зрения дизайна предметы интерьера. Что-то вроде «главное, чтобы стояло и не падало» — знакомый подход, не правда ли?
И тут в 1962 году Rams создает кресла «620» для Vitsoe. Внимание: эту модель производят до сих пор, спустя 60+ лет, практически без изменений! Это как если бы сейчас кто-то пользовался первым iPhone… А, нет, подождите, он уже давно не работает. Видите разницу?
Забавный факт: единственное, что изменилось в креслах «620» за эти годы — это варианты обивки. Никаких «революционных обновлений», «инновационных материалов» или «радикального редизайна». Просто качественный, продуманный продукт, который:
- Не выходит из моды (в отличие от вашего гардероба из 2010-х)
- Легко ремонтируется (попробуйте отремонтировать современный ноутбук)
- Вписывается в любой интерьер (даже в тот, который вы видели на Pinterest и пытаетесь повторить)
Мебельные дизайнеры того времени так впечатлились этим подходом, что начали создавать свои версии. Например, Ханс Вегнер в 1970 году выпустил кресло CH101, которое явно «вдохновлено» моделью «620». Хотя, давайте честно, в мире design грань между «вдохновением» и «копированием» тоньше, чем последний MacBook Air.
Основной урок от Rams: если вы проектируете что-то, что устареет быстрее, чем закончится гарантия — вы делаете что-то не так. Или как он сам любил говорить (представьте суровый немецкий акцент): «Мода проходит, хороший дизайн остается».
Хороший дизайн продуман до мелочей
Знаете, что действительно раздражает в современных «умных» устройствах? Когда для включения света нужно открыть приложение, подождать загрузки, найти нужную комнату, потом нужную лампу… А потом выясняется, что Wi-Fi отключился. Рамс бы точно покрутил пальцем у виска, увидев такое «улучшение» обычного выключателя.
В 1964 году он создал телевизор Braun FS80. Казалось бы, обычный телевизор — что тут можно было продумать? Но Rams подошел к делу как инженер-перфекционист с легкой формой ОКР:
- Управление вынесено в нижнюю часть прибора (чтобы не тянуться куда-то наверх или вбок)
- Встроенная подставка (не нужно покупать дополнительную мебель)
- Корпус из металла и пластика вместо дерева (потому что дерево со временем рассыхается и коробится)
Для сравнения, телевизоры того времени (например, Philips Starenkasten) выглядели как шкаф вашей прабабушки, а кнопки на них располагались так близко друг к другу, что попасть по нужной можно было только с третьей попытки (и то если у вас были пальцы как у пианиста).
Или возьмем его подход к интерфейсам. В эпоху, когда надписи на технике были размером с микроорганизмы, Rams делал понятные обозначения и логичное расположение элементов управления. Знаете эти значки «0» и «1» на кнопке включения? Да, это тоже его рук дело. Хотя, справедливости ради, современные производители пошли дальше — они вообще убрали все обозначения, превратив поиск кнопки включения в увлекательный квест.
Самое забавное, что конкуренты быстро переняли его подход. Например, Grundig выпустил телевизор W 7600, который выглядел как младший брат-близнец FS80. Хотя, опять же, в мире design «вдохновение» часто граничит с «откровенным копированием» (кхм-кхм, смотрю на вас, производители Android-смартфонов).
Мораль этой истории? Как говорил сам Rams: «Детали — это не мелочи, детали создают дизайн». Хотя, подозреваю, некоторые современные производители поняли это как «давайте уберем вообще все детали, пусть пользователи сами догадываются, как этим пользоваться».
Хороший дизайн заботится об экологии
Удивительно, но Рамс думал об экологии задолго до того, как это стало модным трендом и поводом для маркетологов добавить к цене продукта пару лишних нулей. Давайте посмотрим, как он это делал (спойлер: без надписей «eco-friendly» на упаковке).
В 1970-х, когда все производители соковыжималок делали их из дешевого пластика по принципу «сломалось — выбросил — купил новую», Rams создает электрическую соковыжималку MPZ 21. И тут начинается самое интересное:
- Если деталь ломается — её можно починить в сервисном центре
- Запчасти доступны даже спустя 50 лет (попробуйте найти запчасти для вашего смартфона пятилетней давности)
- Braun до сих пор выпускает эту модель под названием Tribute (хотя, признаюсь, название звучит как дань уважения покойному, но соковыжималка-то жива!)
Для сравнения, типичная соковыжималка того времени ломалась примерно так же часто, как у вас садится батарея в смартфоне, но в отличие от последнего, её нельзя было даже подзарядить — только выбросить.
Рамс понимал простую вещь: экологичность — это не наклейка с зеленым листочком на упаковке, а:
- Возможность ремонта вместо замены
- Использование качественных материалов
- Долговечность конструкции
- Минимум лишних деталей
Забавно, но современные производители вроде Bosch только сейчас начинают приходить к тому, о чем Rams говорил полвека назад. Они делают соковыжималки из «экологичного пластика, который разлагается в почве». Хотя, простите, но может быть лучше делать вещи, которые вообще не придется закапывать?
Мораль? Как сказал бы сам Рамс (представьте суровый немецкий акцент): «Лучший способ быть экологичным — это создавать вещи, которые служат достаточно долго, чтобы не превратиться в мусор». Кажется, этот урок стоило бы выучить производителям современных гаджетов, которые устаревают быстрее, чем вы успеваете их распаковать.
Хороший дизайн — это минимум дизайна
Давайте закончим наше путешествие по принципам Rams самым парадоксальным из них: «Меньше дизайна — это лучший дизайн». Звучит как коан дзен-буддизма, не правда ли?
В 1950-х колонки были не самым популярным гаджетом, но те, что существовали, выглядели как мебель из бабушкиного серванта. Возьмем, например, Stephens Trusonic 80FR — массивный деревянный монстр, который скорее походил на кухонный шкафчик, чем на аудиоустройство.
И тут появляется колонка Braun LE1. Rams убирает всё лишнее:
- Никакого декора
- Отсутствие логотипа на передней панели (попробуйте найти современный гаджет без логотипа!)
- Простая перфорированная панель
- Тонкая алюминиевая рамка
- Лаконичные металлические ножки
Самое интересное, что эта «простота» оказалась настолько сложной для повторения, что когда Ampex попытался скопировать design в своей модели 406, получилось… ну, скажем так, не совсем то (как будто кто-то пытался нарисовать «Мону Лизу» по памяти).
Этот принцип можно сформулировать так: хороший дизайн похож на хорошего редактора текста — его работа заключается в том, чтобы убрать всё лишнее, оставив только самое важное. Или как сказал бы сам Rams (снова представьте немецкий акцент): «Когда вы думаете, что больше нечего убрать — уберите ещё что-нибудь».
Забавно, но в современном мире этот принцип часто понимают… своеобразно. Убрать физические кнопки со смартфона — это не минимализм, это усложнение простых действий. Рамс говорил о минимализме как о способе сделать продукт понятнее и удобнее, а не как о способе сэкономить на кнопках.
Как применять принципы Дитера Рамса в своем дизайне?
Как адаптировать принципы для современных digital-продуктов?
Забавно, но принципы, сформулированные для промышленного design полвека назад, сегодня актуальны как никогда. Особенно в мире, где каждый второй продукт пытается быть «умнее» своего пользователя.
Вот как можно применять принципы Rams в современном цифровом design:
- Инновации с умом
- Не добавляйте AI только потому, что это модно
- Ищите реальные проблемы пользователей, а не изобретайте их
- Инновации должны упрощать жизнь, а не усложнять её
- Полезность превыше всего
- Функции должны решать реальные задачи
- Каждый элемент интерфейса должен иметь цель
- Не стоит добавлять функцию только потому, что «конкуренты так сделали»
- Честность в UI/UX
- Не маскируйте рекламу под контент
- Если что-то платное — говорите об этом прямо
- Dark patterns — это не то, чем стоит гордиться
- Экологичность в digital
- Оптимизируйте код для экономии энергии
- Делайте интерфейсы, которые не требуют постоянных обновлений
- Думайте о доступности контента на старых устройствах
Самое сложное в применении принципов Rams — это удержаться от соблазна добавить «еще одну крутую фичу». Как говорил сам мастер: «Меньше, но лучше» (хотя подозреваю, что некоторые продакт-менеджеры читают это как «меньше функций — больше подписок»).
Должен ли дизайн быть всегда минималистичным?
Это, пожалуй, самый популярный вопрос, который возникает при изучении принципов Рамса. И самый неправильно интерпретируемый (спойлер: нет, минимализм — это не когда вы убираете все кнопки и заставляете пользователя учить язык жестов).
Давайте разберем несколько важных моментов:
Когда минимализм оправдан:
- Простые, часто используемые продукты (как калькулятор ET66)
- Интерфейсы с четкой целью (как у зажигалки T2)
- Базовые инструменты (как системы хранения 606)
Когда минимализм может навредить:
- Профессиональные инструменты (попробуйте сделать «минималистичную» панель управления самолетом)
- Сложные системы с множеством функций
- Продукты, где важна эмоциональная составляющая
Забавный пример: многие современные приложения так увлеклись минимализмом, что спрятали важные функции в три точки меню, до которых нужно докапываться как археолог до древних артефактов. Это примерно то же самое, что сделать «минималистичную» кухню, спрятав все ножи в потайной ящик — элегантно выглядит, но попробуйте что-нибудь приготовить.
Rams никогда не говорил «уберите всё». Он говорил «уберите всё лишнее». И это, друзья мои, большая разница. Как в той старой шутке про скульптора: «Как вы делаете статую слона?» — «Беру глыбу мрамора и убираю всё, что не похоже на слона».
В современном design часто путают минимализм с упрощением:
- Минимализм — это когда каждый элемент имеет цель
- Упрощение — это когда вы убираете элементы просто потому, что они «нарушают чистоту дизайна»
Кстати, забавный факт: сам Rams никогда не был фанатиком минимализма. Его собственный дом полон книг, предметов искусства и, о ужас, даже декоративных элементов! Просто каждая вещь там имеет свое место и предназначение.
Основные ошибки при следовании принципам Рамса
Знаете, что самое забавное в популярности принципов Rams? То, как часто их неправильно интерпретируют. Давайте разберем самые типичные ошибки (и да, возможно, вы узнаете в них свои любимые продукты).
Ошибка №1: «Минимализм любой ценой»
- Что делают: Убирают все элементы управления во имя «чистоты дизайна»
- Как надо: Оставлять все необходимые элементы управления, делая их понятными
- Пример провала: Сенсорные панели на кухонной технике, где нельзя понять, включена ли плита
Ошибка №2: «Инновации ради инноваций»
- Что делают: Добавляют AI, блокчейн и машинное обучение в тостер
- Как надо: Внедрять только те инновации, которые реально улучшают пользовательский опыт
- Пример провала: «Умный» чайник с Wi-Fi, который требует обновления прошивки посреди процесса кипячения
Ошибка №3: «Честность = Сложность»
- Что делают: Выдают всю техническую информацию разом, перегружая пользователя
- Как надо: Предоставлять информацию послойно, по мере необходимости
- Пример провала: Приложение, которое показывает все настройки на одном экране «ради честности»
Ошибка №4: «Экологичность как маркетинг»
- Что делают: Лепят зеленые наклейки на неремонтопригодные устройства
- Как надо: Проектировать продукты для долгой службы и возможности ремонта
- Пример провала: «Эко-гаджеты», которые нельзя починить и приходится менять каждый год
Возможно, самая большая ирония в том, что многие компании, которые громче всех кричат о следовании принципам Rams, на деле создают продукты, от которых он бы схватился за голову. Это как если бы вы сказали, что следуете принципам здорового питания, поливая салат майонезом – технически там есть овощи, но что-то пошло не так.
Дитер Рамс сегодня: продолжают ли его принципы работать?
Современные бренды, которые следуют принципам Рамса
Забавно наблюдать, как принципы 84-летнего немецкого дизайнера продолжают влиять на современные технологические гиганты. Давайте посмотрим, кто и как использует его идеи (спойлер: некоторые интерпретации заставили бы Rams покрутить пальцем у виска).
Apple (самый очевидный пример)
- Джони Айв открыто признавал влияние Рамса
- Минималистичный design продуктов
- Хотя, справедливости ради, последние модели iPhone с их выпирающими камерами уже не совсем то, что имел в виду Rams под «минимализмом»
IKEA (шведский ответ Vitsoe)
- Модульные системы хранения
- Функциональность превыше всего
- Правда, с долговечностью у них как-то не сложилось (извините, не удержался)
Muji (японский минимализм)
- Отсутствие брендинга на продуктах
- Честный подход к материалам
- Функциональный design без излишеств
Будущее минимализма в промышленном дизайне
Сейчас мы наблюдаем интересный парадокс: все говорят о минимализме, но продукты становятся всё сложнее. Вот основные тренды:
- Невидимые технологии
- Интеграция умных функций без усложнения интерфейса
- Хотя иногда это превращается в «давайте спрячем все кнопки, пусть пользователь погадает»
- Устойчивое развитие
- Возвращение к ремонтопригодности
- Использование экологичных материалов
- Правда, некоторые понимают это как «давайте сделаем корпус из бамбука и увеличим цену втрое»
- Адаптивный минимализм
- Простота базового использования
- Скрытая сложность для продвинутых пользователей
- Хотя часто это превращается в «давайте засунем все настройки в подменю подменю подменю»
Самое интересное, что принципы Rams сегодня актуальны как никогда, особенно в эпоху цифрового перенасыщения. Может быть, пора перестать добавлять новые функции в тостеры и начать делать просто хорошие тостеры?
Заключение
Знаете, что самое удивительное в принципах Рамса? То, что спустя более полувека они не только не устарели, но стали еще актуальнее. В мире, где каждый второй продукт пытается быть «умнее» своего пользователя, где маркетологи превратили минимализм в модный тренд, а экологичность — в способ накрутить цену, простые и честные принципы Рамса звучат как глоток свежего воздуха.
Возможно, главный урок, который мы можем извлечь из его философии, заключается в том, что хороший design — это не про добавление функций или следование трендам. Это про решение реальных проблем пользователей самым простым и элегантным способом.
И да, может быть, пора перестать делать кофеварки с Wi-Fi и начать делать просто хорошие кофеварки? Как сказал бы сам Rams (в последний раз представьте немецкий акцент): «Хороший дизайн — это когда продукт настолько хорош, что о дизайне даже не задумываешься».
Конечно, чтобы по-настоящему овладеть принципами Дитера Рамса и научиться применять их в современном дизайне, одного чтения статей недостаточно. Нужна практика под руководством опытных наставников. Если вы хотите углубить свои знания в графическом дизайне и научиться создавать функциональные и эстетичные продукты, обратите внимание на подборку курсов по графическому дизайну. Там вы найдете образовательные программы разного уровня сложности, которые помогут вам не только изучить теорию, но и отработать практические навыки создания минималистичного, функционального и долговечного дизайна в духе Рамса.
Рекомендуем посмотреть курсы по графическому дизайну
Курс | Школа | Цена | Рассрочка | Длительность | Дата начала | Ссылка на курс |
---|---|---|---|---|---|---|
Графический дизайнер
|
Eduson Academy
58 отзывов
|
Цена
Ещё -11% по промокоду
98 692 ₽
224 292 ₽
|
От
8 224 ₽/мес
18 691 ₽/мес
|
Длительность
1.1 месяц
|
Старт
6 июня
|
Ссылка на курс |
Графический дизайн
|
Bang Bang Education
72 отзыва
|
Цена
136 350 ₽
303 000 ₽
|
|
Длительность
13 месяцев
|
Старт
20 мая
|
Ссылка на курс |
Основы графического дизайна
|
XYZ School
21 отзыв
|
Цена
Ещё -17% по промокоду
19 800 ₽
33 000 ₽
|
|
Длительность
1.5 месяц
|
Старт
15 мая
|
Ссылка на курс |
Профессия Графический дизайнер
|
Skillbox
128 отзывов
|
Цена
Ещё -20% по промокоду
209 762 ₽
419 524 ₽
|
От
6 767 ₽/мес
Без переплат на 31 месяц с отсрочкой платежа 6 месяцев.
12 648 ₽/мес
|
Длительность
24 месяца
|
Старт
11 мая
|
Ссылка на курс |
Графический дизайнер: расширенный курс
|
Нетология
42 отзыва
|
Цена
с промокодом kursy-online
184 211 ₽
368 422 ₽
|
От
5 116 ₽/мес
Без переплат на 2 года.
|
Длительность
17 месяцев
|
Старт
19 мая
|
Ссылка на курс |
P.S. А знаете, что самое ироничное? Этот текст о минимализме получился довольно длинным. Кажется, даже в рассказе о простоте иногда нужна определенная сложность.

Почему асинхронность — это не магия, а необходимость
Асинхронность в iOS давно стала неотъемлемой частью быстрого и отзывчивого приложения. Разбираемся, как и зачем её использовать, чтобы не тормозить пользователей.

Начать программировать — просто. Если читать не те книги, то нет
Какие книги по программированию для начинающих действительно помогают, а какие только пугают непонятными терминами? Разбираемся вместе с примерами и советами.

Информационная безопасность: почему игнорировать риски больше нельзя
Киберугрозы становятся все более изощренными, а хакеры – находчивее. Какие ошибки допускают компании и как избежать катастрофических последствий?

Revit — капризный монстр или незаменимый помощник?
Если вы всё ещё думаете, что Revit — это просто очередной чертёжный софт, эта статья изменит ваше мнение. Поговорим, что такое Autodesk Revit, зачем его учат даже дизайнеры и стоит ли тратить нервы на освоение.