Акции и промокоды Отзывы о школах

Unity против Unreal: неочевидные различия, которые решают всё

#Блог

Unity и Unreal Engine — главные соперники в мире геймдева. Один делает ставку на доступность и гибкость, другой — на визуальные вау-эффекты. Эта статья поможет вам разобраться, какой движок выбрать именно для вашего проекта: от 2D-инди до фотореалистичных ААА.

Особенно полезна будет тем, кто только планирует начать путь в разработке игр или выбирает инструмент для крупной команды.

Что такое Unity и Unreal Engine?

Давайте на минутку отвлечемся от сравнений и познакомимся с нашими главными героями. Представьте, что это такой технологический сериал, где два главных персонажа постоянно конкурируют за внимание разработчиков (спойлер: у каждого свои фанаты).

Unity и Unreal Engine — это не просто программы для создания игр, а целые экосистемы, включающие инструменты для работы с графикой, звуком, физикой и искусственным интеллектом. Это как швейцарские ножи в мире разработки игр, только каждый заточен под свои задачи.

История и эволюция движков

Unity появился в 2005 году как эдакий «народный» движок, призванный демократизировать разработку игр. Изначально он был создан для Mac (да-да, для Mac, звучит забавно), но быстро эволюционировал в мультиплатформенное решение. Можно сказать, Unity сделал для геймдева то же, что WordPress для веб-разработки – дал возможность творить практически каждому.

Unreal Engine, старший брат в этой семье, родился в 1998 году из недр Epic Games. Изначально он создавался как движок для шутера Unreal (кто бы мог подумать!) и постепенно эволюционировал в универсальный инструмент. Причем настолько универсальный, что сегодня его используют даже для создания спецэффектов в кино и виртуальных съемок – этакий швейцарский нож на стероидах.

Какие игры создаются на Unity и Unreal Engine?

На Unity обычно создают:

  • Мобильные игры (привет, гиперказуалкам!)
  • Инди-проекты с уникальным визуальным стилем (например, Cuphead)
  • 2D и 2.5D игры
  • VR-приложения для не самого мощного железа

Знаковые проекты:

  • Escape from Tarkov (да, тот самый хардкорный шутер)
  • Subnautica (подводное выживание)
  • Rust (когда очень хочется выжить, но другие игроки против)
  • Fall Guys (забавные человечки падают и бегают)

Unreal Engine предпочитают для:

  • AAA-проектов с реалистичной графикой
  • Больших открытых миров
  • Шутеров (все-таки наследственность)
  • Проектов, где графика – это не просто «красиво», а часть геймплея

Яркие представители Unreal Engine:

  • Fortnite (конечно же, родной проект Epic Games)
  • The Day Before (хотя может это был не самый удачный пример…)
  • PUBG (когда Battle Royale еще не надоел)
  • Gears 5 (мускулистые парни с бензопилами)
кейсы

Скриншот официальных кейсов Unity — включает как игровые, так и индустриальные проекты, демонстрируя широкие возможности движка. Видны названия проектов, даты публикации и короткие описания, что усиливает восприятие примеров.

Забавно, но иногда разработчики умудряются создавать игры, которые по логике должны были бы делаться на «другом» движке. Это как готовить суши в вок – можно, но есть нюансы.

Основные различия между Unity и Unreal Engine

Давайте устроим такой технологический батл и разберем, кто в чем силен. Причем без этого занудного «все зависит от ситуации» (хотя, честно говоря, действительно зависит).

Таблица сравнения (и да, я добавлю немного иронии):

Параметр Unity Unreal Engine Комментарий
Язык программирования C# (для тех, кто любит, чтобы компилятор все делал за них) C++ (для мазохистов и перфекционистов) + Blueprints (для визуалов) В Unity вы пишете код и он работает. В UE вы пишете код, молитесь и только потом он работает
Качество графики Как с девушкой из фотошопа – нужно много работать, чтобы добиться красоты «Из коробки» выглядит как рендер из последнего блокбастера UE сразу дает вам Ferrari, Unity предлагает собрать свой автомобиль из запчастей
Оптимизация Работает даже на тостере (ну почти) Требует железа, способного запустить Crysis Unity спросит «как много FPS вам нужно?», UE скажет «купите новую видеокарту»
Сложность освоения Как научиться готовить: начинаете с яичницы, заканчиваете молекулярной кухней Как сразу пытаться приготовить суфле, не умея включать плиту В Unity вы растете постепенно, в UE либо плывете, либо тонете
Лицензирование «Бесплатно» до $200k, потом «давайте поговорим о деньгах» Бесплатно до $1M, потом 5% (спасибо, что хоть не почку просят) Оба движка как бесплатный сыр в мышеловке – рано или поздно придется платить
Сообщество Огромное, как очередь за новым iPhone Поменьше, но все в костюмах и с портфелями Unity – это Reddit, UE – это LinkedIn
Документация Есть ответ на любой вопрос (но найти его – квест) Структурированная, но читается как техническая документация к ядерному реактору Unity: «Вот 100 способов это сделать», UE: «Вот единственный правильный способ»

И знаете что самое интересное? Несмотря на все эти различия, оба движка постоянно воруют друг у друга фишки. Unity стремится к качеству графики UE, а Unreal пытается стать таким же дружелюбным к новичкам, как Unity. Это как вечное соперничество iOS и Android – в итоге все хорошие идеи становятся общими.

А теперь давайте углубимся в детали, потому что, как говорится, дьявол (и оптимизация) кроется именно в них.

Графика и визуальные эффекты

Ах, графика – вечный камень преткновения в спорах между фанатами обоих движков. Как человек, видевший множество проектов «до» и «после» релиза, могу сказать: красивая картинка – это как макияж на первом свидании. Важно, но не единственное, что имеет значение.

Встроенные возможности и качество рендеринга

Unreal Engine в плане графики – это как iPhone для инстаграм-блогера: достал из коробки, и уже можно делать красиво. Движок предлагает впечатляющий набор инструментов прямо «из коробки»:

  • Lumen – система глобального освещения (когда свет ведет себя как в реальном мире, а не как в minecraft)
  • Nanite – виртуализированная геометрия (можно запихнуть миллионы полигонов, и движок не подавится)
  • Метагуманоиды (когда нужны человеческие персонажи, но нет бюджета на команду 3D-художников)

Unity же в этом плане больше похож на Android-смартфон: хочешь красоту – будь добр разобраться в настройках. Да, тут есть Universal Render Pipeline (URP) и High Definition Render Pipeline (HDRP), но для получения действительно впечатляющей картинки придется:

  1. Потратить время на настройку
  2. Возможно, купить пару-тройку ассетов
  3. Помолиться всем богам оптимизации
  4. Повторить пункты 1-3 несколько раз

Инструменты для работы с освещением, материалами и шейдерами

В Unreal Engine работа со светом напоминает фотосессию в профессиональной студии:

  • Динамическое глобальное освещение
  • Продвинутая система частиц Niagara
  • Физически корректные материалы из коробки
  • Ray Tracing (для тех, у кого видеокарта стоит как подержанный автомобиль)

Unity в этом плане предлагает более… скажем так, творческий подход:

  • Shader Graph (визуальный редактор шейдеров для тех, кто не хочет писать код)
  • Post Processing Stack (когда нужно замаскировать огрехи картинки)
  • Возможность написать свои шейдеры (если вы достаточно храбры)

Но есть и забавный парадокс: несмотря на то, что Unreal выигрывает в реалистичной графике, многие самые стильные и визуально запоминающиеся инди-игры созданы именно на Unity. Это как в кулинарии: иногда простой домашний борщ вкуснее молекулярной гастрономии в дорогом ресторане.

И помните: какой бы движок вы ни выбрали, главное – это талантливые художники и правильная оптимизация. Даже Minecraft с его кубиками сумел стать культовым, а некоторые игры с супер-пупер графикой так и остались пылиться в Steam.

Программирование и визуальное скриптование

А теперь поговорим о том, что заставляет седеть программистов и радоваться дизайнерам – о создании игровой логики. И тут у нас прямо-таки битва философий: классическое программирование против визуальных инструментов, этакий конфликт поколений в мире геймдева.

Языки программирования – C# vs C++

C# в Unity – это как Python для веб-разработки: относительно прост, дружелюбен к новичкам, и да, мусорщик (garbage collector) всегда подчистит за вами. Пример типичного Unity-кода:

public class PlayerController : MonoBehaviour

{

    private void Update()

    {

        // Код настолько дружелюбный, что даже комментарии писать не страшно

        if (Input.GetKeyDown(KeyCode.Space))

        {

            Debug.Log("Я прыгаю!");

            // И никаких утечек памяти! (наверное)

        }

    }

}

C++ в Unreal Engine – это как латынь для врачей: сложно, но престижно. И да, тут вы сами отвечаете за управление памятью (спойлер: это больно):

void AMyCharacter::Tick(float DeltaTime)

{

    Super::Tick(DeltaTime);

    // Надеюсь, вы помните про delete

    // И про Smart Pointers

    // И про Rule of Three/Five

    // И... *звуки рыданий*

}

Визуальные инструменты – Visual Scripting vs Blueprints

Blueprints в Unreal Engine – это как конструктор LEGO для программирования:

  • Интуитивно понятный интерфейс
  • Визуальное представление логики
  • Возможность создать целую игру без единой строчки кода
  • Встроенная отладка (попробуйте найти баг в схеме – это как «Где Уолли?» для программистов)
Скриншот редактора Unreal Engine

Скриншот редактора Unreal Engine, отображающий набор Blueprints (BP_BarChart, BP_LineChart, и т.д.) и связанных с ними кривых, таблиц и структур. Видно, как Unreal структурирует визуальные компоненты логики игры.

Unity Visual Scripting (бывший Bolt) – это как тот же LEGO, но какой-то китайский:

  • Тоже визуальное программирование
  • Тоже можно делать игры
  • Но интеграция немного хромает
  • И документация иногда заставляет плакать

Забавный факт: многие профессиональные разработчики используют смесь обоих подходов. Например, базовую логику делают на Blueprints/Visual Scripting, а сложные алгоритмы пишут на «взрослом» языке. Это как в ресторане: основное меню готовит шеф-повар, а салаты нарезает помощник.

И помните: неважно, какой инструмент вы выберете – баги найдут способ пробраться в ваш код. Это как закон Мерфи, только для геймдева.

Производительность и требования к железу

Давайте поговорим о том, что заставляет наши компьютеры плакать, а вентиляторы – петь песни турбореактивного двигателя. Как человек, загубивший не один процессор на алтаре геймдева, могу сказать: выбор движка серьезно влияет на то, сколько денег вы потратите на железо.

Какой движок быстрее работает на слабых ПК?

Unity в этом плане – настоящий минималист. Представьте себе такого скромного студента, который может жить в общаге и питаться дошираком:

  • Стартует даже на компьютере из 2015 года
  • Редактор работает без особых лагов
  • Не требует RTX 4090 для базового рендеринга
  • Компилируется за время, за которое можно сделать чай (а не сходить пообедать)

Unreal Engine больше похож на избалованного аристократа:

  • Требует как минимум 32 GB RAM для комфортной работы
  • Любит мощные видеокарты (желательно две)
  • Процессор должен быть не хуже, чем у NASA
  • Компиляция? О, это отличное время для просмотра сериала!

Оптимизация под мобильные устройства

Unity здесь чувствует себя как рыба в воде:

  • Легко оптимизирует графику под мобильные устройства
  • Автоматически упаковывает текстуры
  • Умеет работать с различными API (OpenGL ES, Metal, Vulkan)
  • Позволяет создавать игры, которые не превращают телефон в портативный обогреватель

Unreal Engine на мобильных платформах – это как слон в посудной лавке:

  • Может работать? Да
  • Будет красиво? Безусловно
  • Съест всю батарею за 15 минут? Еще как!
  • Нужна серьезная оптимизация? Готовьтесь к долгим вечерам с профайлером

Забавный факт: иногда разработчики умудряются создать на Unity игру, которая жрет больше ресурсов, чем среднестатистический проект на Unreal. Это как приготовить диетическое блюдо с большей калорийностью, чем бургер – технически возможно, но требует особого таланта.

И помните: какой бы движок вы ни выбрали, всегда найдется пользователь с еще более слабым устройством, чем вы тестировали. Это закон природы, как и то, что кот всегда садится на клавиатуру в самый неподходящий момент.

Сетевой мультиплеер

Ах, мультиплеер – та область, где начинающие разработчики теряют последние волосы, а опытные уже давно носят стильную лысину. Давайте разберем, как наши движки справляются с задачей заставить двух игроков синхронно прыгать на разных концах света.

Unreal Engine подходит к мультиплееру как серьезный немецкий инженер:

  • Встроенная система репликации (когда ваш персонаж двигается, а все остальные это видят – магия!)
  • Готовая архитектура клиент-сервер
  • Инструменты для отладки сетевого кода (чтобы понять, почему все-таки лагает)
  • Возможность запустить несколько клиентов для тестирования прямо в редакторе (и увидеть, как персонажи синхронно застревают в текстурах)

Вот что предлагает UE «из коробки»:

  • Predictive movement (когда игра угадывает, куда пойдет игрок)
  • State replication (чтобы все видели одно и то же)
  • RPCs (удаленные вызовы процедур, для тех, кто любит умные слова)
  • Встроенная поддержка лобби и сессий

Unity же подходит к мультиплееру как креативный фрилансер:

  • «А давайте используем Photon!» (популярное решение для мультиплеера)
  • «Или может Mirror попробуем?» (open-source альтернатива)
  • «Есть еще Fishnet…» (новичок на рынке)
  • «А можно и свой велосипед собрать…» (спойлер: не надо)

То есть в Unity вам придется:

  1. Выбрать сетевое решение (удачи в сравнении десятка вариантов)
  2. Интегрировать его (и молиться, чтобы документация была актуальной)
  3. Настроить под свои нужды (тут начинается самое веселое)
  4. Оптимизировать (потому что первая версия всегда работает как улитка)

И знаете что самое забавное? Несмотря на все преимущества встроенного мультиплеера в UE, некоторые из самых успешных сетевых игр сделаны на Unity (привет, Among Us!). Это как в той поговорке: не движком единым жив геймдев.

Но если вы планируете создавать серьезную мультиплеерную игру с открытым миром и сотней игроков – возможно, стоит присмотреться к UE. Если только у вас нет команды сетевых программистов-ниндзя, готовых написать свой сетевой движок для Unity (и нет, это не шутка, некоторые реально так делают).

Удобство работы и экосистема

Знаете, что общего между игровым движком и смартфоном? Правильно – все решает экосистема! Давайте заглянем в «магазины приложений» обоих движков и посмотрим, чем они могут порадовать разработчика, у которого дедлайн горит ярче, чем олимпийский факел.

Unity Asset Store vs Unreal Marketplace

Таблица сравнения магазинов:

Критерий Unity Asset Store Unreal Marketplace
Количество ассетов Как звезд в галактике Поменьше, но каждый — бриллиантПоменьше, но каждый — бриллиант
Цены От «за кофе» до «продам почку» От «бесплатно от Epic» до «очень дорого»
Качество От «шедевр» до «моя первая 3D модель» Обычно «корпоративного» качества
Интеграция Скачал и молишься Обычно работает как надо

Особенности Unity Asset Store:

  • Огромный выбор (иногда даже слишком)
  • Много бюджетных решений
  • Частые распродажи
  • Есть буквально все – от шейдера травы до полноценных игровых фреймворков
  • НО: качество нужно тщательно проверять

Особенности Unreal Marketplace:

  • Более строгий контроль качества
  • Регулярные бесплатные раздачи от Epic
  • Много ассетов «киношного» качества
  • Лучше интегрируется с движком
  • НО: выбор поскромнее, а цены повыше

Инструменты для кат-сцен и анимации

Unreal Engine подходит к созданию кат-сцен как Голливудская студия:

  • Sequencer (профессиональный инструмент для кат-сцен)
  • Контроль камер как в реальном кинопроизводстве
  • Система виртуальной продакшн (да, как в «Мандалорце»!)
  • Все настраивается буквально в пару кликов

Unity же предлагает более… творческий подход:

  • Timeline + Cinemachine (мощно, но нужно подружить их между собой)
  • Animation Rigging (когда хочется процедурной анимации)
  • Animator (для тех, кто любит рисовать графы состояний)
  • Требует больше ручной настройки, но дает больше контроля

В итоге, это как выбор между iMovie и Adobe Premiere – оба сделают работу, но с разным уровнем сложности и возможностей. И помните: каким бы крутым ни был инструмент, он не заменит талант аниматора и режиссёра. Хотя, признаюсь, иногда очень хочется просто нажать кнопку «сделать красиво».

Лицензирование и условия использования

Ах, лицензирование – та часть геймдева, где даже матёрые разработчики начинают нервно гуглить «как не отдать почку за движок». Давайте разберемся, во что вам обойдется ваша мечта создать следующий Minecraft (спойлер: возможно, дешевле было бы купить настоящую шахту).

Таблица важных моментов:

Критерий Unity Unreal Engine
Базовая версия Бесплатно до определенного порога Бесплатно до $1M
Роялти Зависит от числа установок 5% с продаж выше $1M
Подписка Есть разные планы Не требуется
Скрытые платежи О да! Практически нет

Unity в 2024:

  • Личный план: бесплатно до 200 000 установок или $200k дохода
  • Unity Plus: для тех, кто зарабатывает больше базового порога
  • Unity Pro: для серьезных студий с серьезными бюджетами
  • Enterprise: для тех, кто может позволить себе личного менеджера в Unity

Unreal Engine:

  • Абсолютно бесплатно до $1M дохода с игры
  • 5% роялти после преодоления порога
  • Никаких ежемесячных платежей
  • Полный доступ к исходному коду (для тех, кто любит копаться в чужом коде)

Забавный момент: иногда разработчики так увлекаются оптимизацией расходов на движок, что тратят больше времени на подсчеты, чем на саму разработку. Это как считать калории в чизбургере – вроде и важно, но не забывайте про само блюдо.

И помните главное правило лицензирования в геймдеве: если ваша игра заработает столько денег, что придется платить роялти – это очень хорошая проблема. Большинство инди-разработчиков могли бы только мечтать о таких проблемах.

P.S. Всегда читайте мелкий шрифт в лицензионных соглашениях. Иногда там прячутся такие сюрпризы, что «Игра престолов» нервно курит в сторонке.

Какой движок выбрать?

Настал момент истины – время для самого сложного решения после выбора названия для вашей игры. Давайте разберем типичные сценарии, и я постараюсь дать максимально конкретные рекомендации (насколько это возможно в нашем безумном мире геймдева).

Если вы хотите делать мобильные 2D-игры – выбирайте Unity

  • Unity здесь как рыба в воде: оптимизирован для 2D
  • Встроенные инструменты для работы со спрайтами
  • Низкие требования к железу
  • Огромное количество готовых решений для мобильных игр
  • Бонус: ваш телефон не превратится в портативную печку во время тестирования

Если вам нужна кинематографическая графика – выбирайте Unreal

  • Nanite и Lumen – это как иметь личного голливудского оператора
  • Встроенная система для создания кат-сцен
  • Реалистичное освещение из коробки
  • Метагуманоиды (когда нет бюджета на motion capture)
  • Бонус: можно делать красивые скриншоты для Steam еще до того, как игра готова

Если вы новичок – Unity проще для старта

  • C# прощает ошибки лучше, чем C++
  • Более пологая кривая обучения
  • Тонны обучающих материалов на YouTube
  • Активное сообщество новичков
  • Предупреждение: не ведитесь на «туториалы» пятилетней давности

Если у вас мощное железо и команда – Unreal Engine

  • Продвинутый version control
  • Встроенные инструменты для командной работы
  • Лучшая производительность на высоких настройках
  • Профессиональные инструменты разработки
  • Важно: убедитесь, что у всей команды достаточно мощные компьютеры

Чек-лист для принятия решения:

  1. Какой жанр игры вы планируете?
    • 2D/простая 3D → Unity
    • Реалистичная 3D → Unreal
  2. Ваш опыт программирования:
    • Новичок → Unity
    • Опытный C++ разработчик → Unreal
  3. Бюджет проекта:
    • Маленький → Unity
    • Большой → Любой, но лучше Unreal
  4. Размер команды:
    • Соло/маленькая команда → Unity
    • Большая команда → Unreal

И помните: какой бы движок вы ни выбрали, главное – это не инструмент, а то, как вы им пользуетесь. Даже на Unity можно сделать графику уровня AAA (просто придется попотеть), а на Unreal – милую 2D-игру (хотя это как забивать гвозди микроскопом).

Заключение

Ну что ж, после нашего глубокого погружения в мир игровых движков (надеюсь, никто не утонул в технических деталях) можно сделать несколько важных выводов.

Unity и Unreal Engine – это как iOS и Android в мире разработки игр. Оба отличные, оба постоянно развиваются, и оба имеют свои особенности, которые могут стать как преимуществами, так и головной болью, в зависимости от ваших целей.

Unity остается отличным выбором для:

  • Начинающих разработчиков
  • Мобильных и 2D проектов
  • Небольших команд с ограниченным бюджетом
  • Тех, кто хочет быстро проверить свои идеи

Unreal Engine идеально подходит когда:

  • Вам нужна высококачественная графика
  • У вас есть мощное железо
  • Команда готова к более крутой кривой обучения
  • Проект предполагает серьезный масштаб

Знаете, что самое забавное? Пока мы тут сравниваем движки, где-то наверняка сидит гений, создающий очередной шедевр на самописном движке в гараже. Потому что в конечном счете важен не инструмент, а идея и её реализация.

И последнее: какой бы движок вы ни выбрали, помните – худший движок это тот, в котором вы так и не закончили свою игру. Так что выбирайте то, что подходит именно вам, и начинайте творить. А споры о том, что лучше – Unity или Unreal – пусть останутся для вечерних дискуссий в Discord.

P.S. Если вы дочитали до конца и всё ещё не можете определиться – просто подбросьте монетку. Орел – Unity, решка – Unreal. Работает удивительно часто!

Если вы решили начать свой путь в разработке игр с Unity, то вам понадобятся качественные образовательные материалы. На странице лучших курсов по Unity вы найдете тщательно отобранные образовательные программы для разных уровней подготовки – от новичков до продвинутых разработчиков. Там собраны курсы, которые помогут вам освоить как базовые принципы работы с движком, так и углубиться в специфические области, будь то 2D-игры, мобильная разработка или создание VR-приложений.

Читайте также
дизайн
#Блог

Топ программ для ландшафтного дизайна: от новичков до профи

Проектирование сада или участка без специальных программ — задача не из простых. Какие программы для ландшафтного дизайна помогут сделать 2D-планы, 3D-визуализацию и рассчитать материалы? Разбираем лучшие решения 2025 года!

#Блог

Средний чек решает больше, чем кажется

Как посчитать средний чек и зачем вообще следить за этим показателем? В статье — примеры, формулы и рабочие методы, которые помогут зарабатывать больше с теми же клиентами.

Категории курсов
Отзывы о школах